Кредитные рейтинги банков

 

 

Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платежеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.

Рейтинг кредитоспособности представляет собой комплексную оценку способности банка к полному и своевременно выполнению своих обязательств. Рейтинг кредитоспособности банка выражает мнение специалистов определенного рейтингового агентства о платежеспособности банка, т. е. о его возможности и желании выполнять свои финансовые обязательства.

Рейтинг кредитоспособности в основном присваивается по национальной шкале и не учитывает суверенного странового риска. Это дает ряд преимуществ, основным из которых является возможность более тонкой дифференциации оценок платежеспособности заемщиков по сравнению с кредитными рейтингами, присвоенными по международной шкале. Кредитные рейтинги, присвоенные по международной шкале, ограничены суверенным рейтингом Российской Федерации. При этом в случае оценки кредитоспособности по национальной шкале заемщик может получить рейтинг соответствующий наивысшей категории.

Рейтинг кредитоспособности может быть присвоен либо банку, либо конкретному виду долговых обязательств, эмитированных банков. В первом случае рейтинг отражает оценку риска невыполнения заемщиком всех своих финансовых обязательств. Во втором случае рейтинг долговой бумаги отражает оценку риска невыполнения заемщиком обязательств по данному виду заимствований.

Рейтинг кредитоспособности заемщика не эквивалентен рейтингу долговых бумаг. Это связано с тем, что рейтинг кредитоспособности не учитывает особенности выпуска, обеспечение и другие характеристики конкретных долговых бумаг, а при определении рейтинга долговых бумаг помимо анализа банка в целом, значительное внимание уделяется анализу характеристик рейтингуемого долгового обязательства.

Рейтинг долговой бумаги может либо соответствовать, либо быть выше рейтинга кредитоспособности банка. Рейтинг бумаги будет выше рейтинга кредитоспособности в том случае, если она обладает характеристиками, которые способствуют снижению риска ее непогашения (обеспечение, защищенность прав кредиторов по бумаге в случае ликвидации или банкротства и другие). Нижнее значение рейтинга долговой бумаги, ограничивается рейтингом кредитоспособности эмитента, так как при его определении учитываются риски по всем видам заимствований и все факторы, оказывающие воздействие на платежеспособность банка.

Рейтинг кредитоспособности отражает мнение аналитиков о платежеспособности банка на дату его присвоения. В связи с этим, после присвоения рейтинга кредитоспособности на регулярной основе проводится мониторинг информации о банке. После получения данных о существенном изменении платежеспособности заемщика, рейтинг кредитоспособности может быть изменен в ту или иную сторону, либо отозван в случае недоступности необходимой для анализа информации.

Необходимость присвоения кредитного рейтинга банку обусловлена следующими причинами:

Во-первых, кредитный рейтинг используется как инструмент для поддержания взаимоотношений с инвесторами и кредиторами. Рейтинги формируют благоприятную репутацию банка в инвестиционном и банковском сообществе, способствуют созданию его кредитной истории. Вследствие этого вероятность того, что инвестор остановит свой выбор на банке с присвоенным рейтингом, увеличивается.

Во-вторых, наличие кредитного рейтинга свидетельствует об открытости менеджмента и информационной прозрачности компании, что в конечном итоге обуславливает рост внимания инвесторов к долговым бумагам.

В-третьих, как средство снижения стоимости заемного капитала. Высокий кредитный рейтинг позволяет минимизировать издержки размещения и обслуживания облигационных займов, а также способствует улучшению условий предоставления кредитов. По России статистика отсутствует, но данные по странам наглядно свидетельствуют о реальном снижении ставки размещения бумаг при увеличении рейтинговой оценки.

В-четвертых, кредитные рейтинги являются эффективным инструментом PR. В связи с тем, что рейтинги и краткие отчеты публикуются в различных аналитических источниках, они становятся доступны всем потребителям финансовой информации, в том числе и потенциальным клиентам компании.

В пятых, наличие рейтинга упростит доступ к банковским кредитам. В соответствии с новым вариантом инструкции №62А ЦБ (вступила в силу 1 августа 2004 года под номером 254-П) у банков появляется право самостоятельно определять степень возможных потерь по ссудам, относить их в ту или иную категорию рисков и формировать, исходя из этого, резервы. Для анализа финансового положения заемщика ЦБ рекомендует перечень источников информации, среди которых и средства массовой информации. Здесь важно то, что опубликованные рейтинги являются прямым источником информации о кредитоспособности заемщика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: