Эмпирические исследования значения семьи в процессе социализации подростков

Исследование проводилось в Краснопольской СОШ среди подростков-старшеклассников. Опрошены девятые, десятые и одиннадцатые классы. Период поведения опроса – конец третьей учебной четверти. Исследование проводилось в пять этапов:

1. теоретический анализ литературы,

2.  составление анкеты,

3. опрос – анкетирование,

4. обработка полученных данных,

5. изложение выводов исследования.

Как показывает исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик, 38% советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Отец также является советчиком у четверти опрошенных. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка старший брат или сестра, что не снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).

Варианты                       

Мать                                    37,5%

Отец                                     25%

Старший брат (сестра)       12,5%

Друг (подруга)             0%

Кто-либо еще (бабушка, дядя и 0%

др.)                    

Ни с кем не советуются      25%      

 

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 34% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. 30% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,

предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Это вызвано тем, что авторитет родителей по разным причинам упал в глазах детей. Нужно отметить, что и за помощью друзей они также не обращаются. Что ограждает подростков от некомпетентных советов сверстников, которые могут привести подростка к рискованным поступкам. 

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.

Самоидентификация детей с дифференциацией по полу (%)

Желание быть похожим Девочки Мальчики

На отца                              0%  50%

На мать                              100% 0%

На обоих в равной            0% 0%

мере                

Ни на отца, ни на               0% 50%

мать           

По исследованиям видно, что высокий авторитет матери и в данном опросе также не падает, и все опрошенные девочки желают быть похожей на мать, чего не скажешь о мальчиках. Лишь половина опрошенных видят отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что вторая половина юношей отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по полу, оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца, образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов, исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.

Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки,  часто психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

Судя по эмпирическим данным, психологически семьи в селе Краснополье вполне здоровы, так как девочки видят эталоном мать. 50% мальчиков видят отца, как устойчивый эталон для поведения. Более драматичными выглядят ответы 50% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери. Последнюю группу можно отнести к социально неблагополучным семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. 

Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает

оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве. В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников (%)

Варианты                          

Приобретение интересной профессии       9%

Личные денежные трудности                     9%

Денежные трудности семьи                        9%         

Отношения с родителями                            27%

Отношения между родителями           

Отношения со сверстниками            

Конфликты с педагогами               

Трудности усвоения школьного материала

Чем заняться в свободное время      

Личная жизнь                         

Здоровье членов семьи                                   9%

Отсутствие фирменных вещей           

Будущее                                                  18%

Предстоящие экзамены                                     18%

 Бесспорно логичным можно признать отношения с родителями - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием. Поэтому многие отметили «будущее» и «экзамены», считая что именно от их результатов будет зависеть и выбор профессии, и учебного заведения.

Представляют интересы факторы - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких, денежные трудности семьи. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи. 

Исходя из признания школьниками важной проблемой - проблему

приобретения профессии, будущего проанализируем, какие требования предъявляют школьники к своей будущей профессии.

Ориентации школьников (%)

Предпочтительные качества будущей профессии

Требует высокой квалификации, новых знаний 8%

Высоко оплачивается                                         35%

Самостоятельная                                                 7%        

С гарантией от безработицы                       0

Не вредна для здоровья                                       8%

С нерегламентированным рабочим днем           0

Требует предприимчивости, изобретательности 0

Престижная                                                             15%  

Связана с разъездами, новыми впечатлениями   0

Не требует физического и умственного       0

напряжения                                 

Интересная                                                               21%

Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники выделяют высокую оплату.

Второе по значимости качество для будущей профессии - интересная.

Третье по наполняемости ответов требование к будущей профессии – престижная.

Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это не вредна для здоровья и высокая квалификация будущей работы. По-видимому это связано с ухудшением экологической ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.

Таким образом, опрашивая подростков-старшеклассников сельской местности просматривается высокий авторитет родителей. Как показывает исследование, более половины подростков обращаются за советом к родителям, что ограждает от некомпетентных советов и рискованных поступков. Пятьдесят пять процентов опрошенных подростков волнуют проблемы семьи, здоровье членов семьи и ее благополучие.

    Полученные данные исследования можно использовать социальным педагогам при поиске способа воздействия на ребенка в воспитательных целях, при профориентации подростков.

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в нем.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Подростки, вместо контроля со стороны родителей оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Под социализацией понимают процесс вхождения индивида в социум, усвоения ценностей общечеловеческой культуры (норм, образцов поведения) для нормального функционирования в обществе (адаптация), построения собственного социального опыта (индивидуализация).

    Основными трудностями социализации в подростковый период является:

-  ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков;

 - осознание своего «Я»;

 - поиск нравственных ориентиров;

 - переоценка смысла жизни.

Семья уже не обладает той самодовлеющей ролью. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации для подростков и выбор круга общения расширяется. Удерживают свой авторитет перед подростками родители справедливостью, демонстрацией своего профессионализма и компетентности.

В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания. Этими моделями служат родители, как один из важнейших факторов социализации. 

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой, как правило семьей.

В подростковом возрасте резко возрастает роль собственной активности в процессе социализации и становлении идентичности, усиливаются процессы категоризации, подросток активно ищет свою группу идентичности. В этом возрасте вариативность процесса социализации увеличивается, границы формирования индивидуального стиля социализации несколько смягчаются. Если в младшем возрасте взрослые задавали новые ценности и требовали выполнения правил, то сейчас они стабилизируют усвоенные подростком нормы и обеспечивают эмоциональную поддержку.

Основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе, но не смотря на этот факт семья всегда останется главным фактором социализации подростков.

 

 

Список литературы:

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – М., 2003. – 544с.

2. Белинская, Е.П. Человек в изменяющемся мире - социально-психологическая перспектива: монография. М.: Прометей, 2005.
 3. Выготский,Л.С. Педагогическая психология:учеб.пособие для вузов. – М., 1996. – 520с.

 4. Выготский, Л.С. Проблемы возраста:учеб.пос.для вузов. – М., 1984. – 180с.

5. Голованова, Н.Ф., Буренина, С.Ю. Социализация школьников как педагогическое явление:учеб.пос. для вузов. – М., 1998. – 400с.

6. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления:учеб. пос. для вузов. – М., 1999.- 240с.

7.Дымнова, Т. Недостает мужского внимания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – С.62.

8. Кон,И.С. Психология старшеклассников:учеб.пос. – М., 1980.-180с.

9.Конвенция о правах ребёнка:Конвенция ООН. – М.:РИОР, 2008. – 24с.

10. Кравченко, А.И. Введение в социологию:учебник для вузов. – М., 1995.-576с.

11.Костяк,Т.В.Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков: Психологический институт Российской академии образования. –Москва, Россия. – 2009. - №6(8) – режим доступа: www.5ka.su/ref/psychology/0_object22436.html

12. Марсель,Г. Трагическая мудрость философии:учеб пос для вузов. – М., 1995.-389с.

13.Марунич, Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями //Воспитание школьников. – 2002. - №5. – С.56-57.

14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

15. Немов, Р.С. Психология:учебник для вузов. – М., 1990.-590с.

16.Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

17.Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М.Бим- Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

18.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.:Высш.школа, 2004. – 512с.

19.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. А.В.Мудрик; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

20.Старкова, Н. Любите детей такими какие они есть// Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.54-56.

21.Строганова, Л.Помнить о последствиях «свободного» воспитания // Воспитание школьников. – 2006. - №7. – 58-59.

22. Философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: www./filosofie/.ru

23. Шапиро,Б.Ю. Психология семейных отношений:учеб.пособие для вузов. - М., 1992.-312с.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: