Особенности обучения ХИД и подготовки к преподаванию ХИД
Обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность. Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения. Опыт школьной системы образования показывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности, то целая группа учеников будет слабо вовлечена в творческий процесс и результаты творческого развития окажутся низкими. Поэтому развивающая роль искусства должна быть тесно связана с развитием чувственно-эмоциональной сферы, восприятия и фантазии, интеллектуальных операций, инструментов и навыков моделирования, речи и мышления, эстетических и нравственных норм и идеалов, Я-концепции, индивидуальной картины мира. В результате занятий искусством ученик начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
|
|
Что касается учителя изобразительного искусства, то важнейшим его профессиональным качеством становится готовность к творческой художественно-изобразительной деятельности, которая позволяет ему, с одной стороны, создавать произведения изобразительного искусства, а с другой – педагогически грамотно приобщать к этому процессу школьников. Графическое искусство является действенным инструментом познания и отражения жизни, приобщения к ценностям искусства и культуры, воспитания и развития творческих способностей, личностной самореализации в художественном творчестве. В качестве базисной области художественного образования и эстетического воспитания графика объективно имеет интегрирующий межпредметный характер, что принципиально важно для формирования готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности. Графическая подготовка будущего учителя выполняет главным образом мотивирующую, профессионально-ориентирующую, личностно-креативную и контрольно-корректирующую функции.
2.2 Композиция и стилизация в декоративном творчестве
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стилизация выступает методом ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда говорят о декоративной стилизации в композиции).
|
|
Стилизация подразделяется на два вида:
а) внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой, поэтому для большей ясности необходимо рассмотреть понятие декоративности.
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. Для того чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, нужно следовать базовым принципам дизайна:
1. Баланс (равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая-то ее часть доминирует над всем остальным. Баланс достигается с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).
2. Контраст (взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т. д. Примеры: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый).
3. Значимость и подчиненность (выделение так называемого центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается).
4. Направление внимания (управление движением взгляда зрителя, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам).
5. Пропорции.
6. Масштаб.
7. Повторение и ритм.
8. Единство в разнообразии (сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции).