Принято постановлением

Государственной Думы №1729-IV ГД

Апреля 2005 года

О предварительных итогах реализации в I квартале 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

(«Парламентская газета» 20.04.2005)

 

Со дня вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) прошло более трех месяцев.

Начальный этап реализации Федерального закона был отмечен серьезными просчетами в действиях Правительства Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан.

За указанный период Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно обращалась к проблемам, связанным с реализацией Федерального закона. 21 января 2005 года было принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации №1454-IV ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - постановление Государственной Думы), содержащее конкретные рекомендации Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и постановлением Государственной Думы были внесены существенные коррективы в процесс реализации Федерального закона.

В большинстве субъектов Российской Федерации эффективно решаются вопросы, связанные с предоставлением права на бесплатный проезд на общественном транспорте соответствующим категориям граждан.

Улучшено обеспечение граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение, стабилизируется ситуация с обеспечением их бесплатными лекарственными средствами.
Решены вопросы, связанные с введением дифференцированных по субъектам Российской Федерации надбавок за сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих реальную компенсацию льгот.

Вместе с тем ряд вопросов о мерах социальной поддержки соответствующих категорий граждан остается нерешенным.
По поступающей в Государственную Думу информации, в некоторых субъектах Российской Федерации установлены разные условия предоставления социального проездного билета гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, и гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что вызывает социальную напряженность в обществе.

Из-за роста цен и тарифов нуждается в увеличении установленный норматив оплаты пребывания соответствующих категорий граждан в санаторно-курортных учреждениях, который на сегодняшний день составляет 400 рублей в сутки на одного человека.

Отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата была установлена в размере 600 рублей (включая 450 рублей, направляемых для предоставления набора социальных услуг). Таким образом, получаемая ими сумма в размере 150 рублей меньше ежемесячных денежных выплат, установленных большинством субъектов Российской Федерации, например, для ветеранов труда. Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года №363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в значительной мере улучшил материальное положение военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, и вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны. Однако в законодательном решении нуждается вопрос о совершенствовании мер социальной поддержки других категорий граждан, ежемесячная денежная выплата которым Федеральным законом установлена в размере 600 рублей, например, таких, как вдовы погибших ветеранов боевых действий.

Государственная Дума считает необходимым рассмотреть вопрос об улучшении мер социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

До сих пор не определен механизм осуществления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР".

Не решена в полном объеме проблема обеспечения бесплатными лекарственными средствами. В некоторых субъектах Российской Федерации число отказов в обслуживании уполномоченными аптечными учреждениями рецептов на получение бесплатных лекарственных средств составляет от 6 до 16 процентов, а число указанных рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание в связи с временным отсутствием лекарственных средств, - от 10 до 22 процентов общего количества предъявленных рецептов, что, по мнению Государственной Думы, совершенно недопустимо. Стоимость лекарственных средств, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно, по-прежнему превышает стоимость тех же лекарственных средств, отпускаемых в розничной сети аптечных учреждений по коммерческим ценам.
Требует уточнения Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Федеральным законом в состав набора социальных услуг не включено предоставление изделий медицинского назначения, поэтому соответствующие категории граждан лишены возможности получать их бесплатно.

Остро стоит вопрос о мерах cоциальной поддержки инвалидов, включая детей-инвалидов. Нуждаются в дополнительных разъяснениях положения Федерального закона в части реализации права инвалидов, детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, так как органы социальной защиты населения трактуют эту норму как право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения, а граждане - как право на проезд к любому месту лечения.

Необходимо решить вопрос о предоставлении права на бесплатный проезд или проезд на льготных условиях на всех видах общественного транспорта лицам, сопровождающим детей-инвалидов и инвалидов по зрению I группы.
Как показывает правоприменительная практика, много конфликтных ситуаций возникает в связи с установлением размера ежемесячных денежных выплат инвалидам в зависимости от степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Несмотря на то что Федеральный закон предусмотрел применение степеней ограничения способности к трудовой деятельности к соответствующим группам инвалидности без проведения дополнительного переосвидетельствования, на практике при переосвидетельствовании учреждениями медико-социальной экспертизы указанных категорий граждан имеют место случаи снижения степени ограничения способности к трудовой деятельности при сохранении прежней группы инвалидности и, как следствие, сокращение объема мер социальной поддержки.

В Государственную Думу поступают обращения работников организаций бюджетной сферы, расположенных в сельской местности, по вопросам предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с Федеральным законом меры социальной поддержки указанных работников отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако в отдельных субъектах Российской Федерации до сих пор либо не принято никаких решений и льготы не предоставляются, либо указанные льготы заменены денежной компенсацией, размер которой не покрывает затрат, необходимых на оплату жилищно-коммунальных услуг, что является нарушением статьи 153 Федерального закона.
Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не решен вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.

Государственная Дума констатирует, что порядок передачи полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации оказался недостаточно проработанным. В результате в ряде субъектов Российской Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования не финансируются в необходимом объеме.

Правительство Российской Федерации не выполнило ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Государственной Думы:

соответствующим нормативным правовым актом не определен порядок исчисления и выплаты процентных надбавок к заработной плате, стипендиям, пособиям для лиц, работающих и обучающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

не внесен в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий возможность предоставления через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Уровень социальной поддержки некоторых категорий граждан зависит от уровня финансовой обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации, что разрушает единое социальное пространство страны.

Государственная Дума отмечает, что отсутствие среднесрочной программы социально-экономического развития страны и, как следствие, четко обозначенных целей и приоритетов в осуществлении социальной политики привело к тому, что ряд мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по реализации Федерального закона, носит бессистемный характер.

Государственная Дума считает, что действия Правительства Российской Федерации по защите прав и законных интересов граждан при реализации Федерального закона недостаточны.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым:

подготовить и внести изменения в законодательство Российской Федерации в целях усиления мер социальной поддержки соответствующих категорий граждан;

сформировать рабочую группу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы оказания мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Поручить указанной рабочей группе:

подготовить предложения по оказанию дополнительных мер социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

подготовить предложения по улучшению мер социальной поддержки соответствующих категорий граждан, ежемесячная денежная выплата которым в соответствии с Федеральным законом установлена в размере 600 рублей (включая 450 рублей, направляемых для предоставления набора социальных услуг) и на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года №363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";

подготовить предложения по увеличению размера ежемесячной денежной выплаты военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

подготовить предложения по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации - ветеранам Великой Отечественной войны и внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 31 мая 2002 года №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

доработать проект федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах";

предусмотреть увеличение с 2006 года размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и размера единовременного пособия при рождении ребенка.

Государственная Дума рекомендует Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о создании единой системы государственного учета всех категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, набора социальных услуг и льгот, предоставляемых в натуральной форме, в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации и расходными обязательствами субъектов Российской Федерации;

уточнить регистр лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего возможность предоставления через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

установить, что инвалидам, которым с 1 января 2005 года соответствующая группа инвалидности на основании пункта 6 статьи 154 Федерального закона была переквалифицирована в соответствующую степень ограничения способности к трудовой деятельности, не может быть уменьшен размер ежемесячных денежных выплат в случае снижения степени ограничения способности к трудовой деятельности при сохранении прежней группы инвалидности;

подготовить методическое пособие по разъяснению порядка установления инвалидности, а также ускорить принятие нормативных правовых актов, определяющих постоянные классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы;

предусмотреть бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета компенсации расходов на обеспечение доступного проезда на общественном транспорте соответствующим категориям граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, а также возможность компенсации расходов на предоставление социального проездного билета лицу, сопровождающему ребенка-инвалида или инвалида по зрению I группы;

расширить Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, с учетом современных требований и уровня развития технических средств реабилитации;

принять меры по повышению эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации в части дополнительного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом;

усилить работу по улучшению координации, повышению финансовой ответственности и заинтересованности организаций-участников в дополнительном обеспечении лекарственными средствами, включая лечебно-профилактические, фармацевтические и аптечные учреждения, при планировании, своевременной подаче и исполнении заявок на поставку лекарственных средств и при распределении торговых надбавок;

расширить Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Включить в указанный Перечень изделия медицинского назначения с учетом предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации;

по итогам реализации в 2005 году Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" предусмотреть возможность повышения уровня мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов;

ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы о социальной поддержке инвалидов на 2006-2010 годы;

до 1 мая 2005 года представить в Государственную Думу предложения по существенному увеличению уровня заработной платы в стране и совершенствованию оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на период до 2008 года;

предусмотреть увеличение ассигнований на повышение установленного норматива оплаты пребывания соответствующих категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, в санаторно-курортном учреждении с учетом роста соответствующих цен и тарифов;

рассмотреть в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о направлении образующихся в 2005 году остатков средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на санаторно-курортное лечение работающих граждан и оздоровление детей;

в целях выравнивания уровня материального обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и уровня жизни граждан, проживающих на территориях, расположенных в более благоприятных природно-климатических условиях, рассмотреть вопросы, касающиеся применения районного коэффициента к размеру ежемесячной денежной выплаты, установления льготных тарифов по проезду детей, выезжающих к месту отдыха и санаторно-курортного лечения, и компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к любому месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно;

до 1 июня 2005 года представить в Государственную Думу информацию о ходе выполнения Правительством Российской Федерации рекомендаций, изложенных в настоящем Заявлении.

Государственная Дума предлагает Правительству Российской Федерации при внесении им законопроектов, требующих принятия Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов, до принятия указанных законопроектов в третьем чтении представлять в Государственную Думу проекты указанных нормативных правовых актов.

Государственная Дума рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
ускорить подготовку и принятие всех необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов в рамках исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в полном соответствии с положениями статьи 153 Федерального закона, не допускающими снижения размеров всех видов социальных выплат, гарантий и компенсаций, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

обеспечивать своевременную выплату ежемесячного пособия на ребенка и ликвидацию накопленной в некоторых субъектах Российской Федерации задолженности по выплате указанного вида пособия;

совместно с федеральными органами исполнительной власти решить вопрос о возможности предоставления инвалидам и лицам, сопровождающим инвалидов I группы и детей-инвалидов, права на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения в федеральные медицинские учреждения и обратно.

Государственная Дума считает необходимым регулярно, не реже одного раза в три месяца заслушивать информацию Правительства Российской Федерации о ходе выполнения Федерального закона и рекомендаций Государственной Думы, изложенных в настоящем Заявлении.

 

 








Конец выпуска


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: