1. Основные концепции школы человеческих отношений (ШЧО).
2. Школа поведенческих наук.
1
ШЧО дополнила наработки классической школы за счет ориентации на учет влияния человеческого фактора на деятельность организации. ШЧО относится к неоклассической школе, так же как и поведенческий подход. Представители данной школы на первое место ставили человека как личность, как носителя социальных интересов, как основной ресурс организации. Одним из родоначальников является Элтон Мэйо. С его участием проводились эксперименты, получившие название Хотторнских, доказавшие роль малой группы в составе организации, а также обосновавшие необходимость формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. В рамках данной школы рассматривались проблемы утомляемости и несчастных случаев на предприятии, а также психологической пригодности к выполнению разного рода работ. Также здесь рассматривались различные подходы к мотивации сотрудников. Так было найдено применение теории потребностей Маслоу в менеджменте.
|
|
2
Со временем ШЧО трансформировалась в поведенческий подход. Акцент в исследованиях был перенесен с системы межличностных взаимоотношений и психологических факторов на изучение того как ведет себя человек и распределяет свои усилия, действуя в составе организации. Так были сформированы два типа работников:
работник типа Х – отсутствует инициатива, нуждается в стимулировании, не способен к самоорганизации, труд рассматривает как средство достижения целей связанных с удовлетворением базовых потребностей;
работник типа У – способен к самомотивации, инициативен, труд для него является средством самовыражения, способен организовать свою деятельность.
Представители данного направления рассматривали возможность использования различных моделей поведения руководителя по отношению к подчиненным и влияния этого поведения на деятельность этой организации.
Теория ожидания заключается в том, что сотрудник, совершая действия, рассчитывает на определенное вознаграждение. Если ожидаемое вознаграждение совпадает с полученным – модель поведения изменятся не будет, если полученное вознаграждение будет отличаться от ожидаемого, то сотрудник изменит свое поведение.
Теория справедливости заключается в том, что работник получив вознаграждение, как правило, будет сравнивать его с вознаграждением коллеги, выполнявшего аналогичную работу и при наличии расхождений изменит модель своего поведения.
В рамках данного направления была сформулирована и определена роль руководителя как лидера, опирающегося не на формальные полномочия, а на авторитет опыта, знаний, возраста и т.д. В идеале руководитель должен быть лидером, при расхождении может быть конфликт.
|
|
Наработки данной школы по сей день используются и легли в основу таких дисциплин как управление персоналом и психология управления. На сегодняшний день все затраты, связанные с формированием коллектива организационной структуры, системы ценностей рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
Т: Подходы к менеджменту
1. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.
2. Многофакторные теории управления.
3. Реинжиниринг бизнес-процессов.
1
Процессный подход в менеджменте по мере формирования менеджмента как отдельной науки трактовался следующим образом:
1. Планирование – организация – мотивация – контроль. Т.е. процесс управления рассматривался как ряд последовательно выполняемых функций менеджмента.
2. Процесс управления стал рассматриваться как процесс коммуникаций, обеспечивающих принятие управленческого решения, организацию его исполнения и контроль за ходом реализации.
3. Процесс управления стал рассматриваться с точки зрения бизнес-процессов. Бизнес-процесс – это отдельный вид деятельности, осуществляемый с использованием определенного вида ресурсов и технологий результат которого (продукт, услуга) реализуется на определенном конкурентном рынке.
Системный подход
Система – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Следствием того, что любая организация представляет собой открытую систему, является необходимость учета следующих факторов:
1. Воздействие на один из элементов системы дает результат на всей совокупности;
2. В рамках системы существуют подсистемы, как объединение элементов по родственным признакам;
3. Большинство систем способно к самоорганизации;
4. От эффективности организации взаимосвязи элементов системы зависит эффективность деятельности всей системы, причем срабатывает равенство 2+2=5,6,7,8…
Ситуационный подход имеет два варианта применения:
1. Руководитель должен быть знаком со всеми приемами и способами, а также принципами оказания управленческих воздействий и в зависимости от ситуации комбинировать их применение. Данный подход также требует от руководителя правильно интерпретировать ситуацию;
2. Заключается в обучении руководству на конкретных примерах и ситуациях применительно к которым предлагается определенный готовый набор управленческих воздействий. Ограничением данного подхода является невозможность рассмотреть все ситуации, с которыми сталкивается руководитель.
2
Многофакторные теории управления возникли как попытка учесть все организационные элементы, процессы и отношения между ними. Особенностью данной концепции является то, что организация разбивается на подсистемы и процесс управления ею рассматривается с точки зрения системы…
Так Барнард на 1-ое место ставит цели организации и связанные с ней социальная ответственность
Друкер на 1-ое место вынес предпринимательские функции менеджера в организации.
Майкл Портер является одним из родоначальников концепции стратегического подхода к управлению организации.
Также широкое применение получили маркетинговый подход, количественный подход, подход учитывающий роль человека как участника организации…
Также к многофакторным моделям можно отнести модель 7S:структура, организационная культура, организационные ценности, стратегия и квалификация сотрудников.
3
Реинжиниринг – это коренное переосмысление сути осуществляемых бизнес-процессов, направленное на поиск новых ранее неиспользуемых, как правило, приводящее к изменению как самого бизнеса (ресурсы, технологии, продукт, рынок), так и философии его ведения.
|
|
Реинжиниринг – вынужденная мера, осуществляемая под воздействием изменения конкурентного окружения, дающая возможность перейти на новый более высокий уровень деятельности.