Соответствуют четырём кастам

 

Существует четыре класса тантр: Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога. Некоторые ещё делят Ануттарайога тантру на отцовскую тантру, материнскую тантру и недвойственную тантру, то есть всего получается шесть групп. Согласно Цонкапе, термин " недвойственная тантра " указывает на недвойственность метода и праджни, или великого блаженства и шуньяты; то есть он утверждает, что все тантры класса Ануттарайоги недвойственны. Однако переводчик Тагсанг говорит, что недвойственной следует считать Калачакра тантру, поскольку в ней особо выделяется четвёртое посвящение, касающееся союза высшего неизменного блаженства и полноты высшей шуньи; двойственной же является для него любая тантра, в которой делается акцент на каком-то одном из этих двух компонентов.

Последователи всех четырёх классов тантр имеют равную устремлённость, поскольку все они ищут блага для других. Объект достижения – состояние Будды – гасит все ошибки, обладает полнотой всех благоприятных признаков, и един для всех. Так что не следует различать четыре тантры с точки зрения поля устремлений или объекта достижения. Во всех четырёх есть йога идама, но и разнообразия йоги идама также недостаточно для разделения тантр на классы, так как каждая из четырёх тантр содержит множество форм йоги идама внутри себя. Хотя в индийских текстах и говорится, что четыре тантры предназначены для четырёх каст, но и это не является принципом деления тантр на классы, равно как и не указывает на превосходство последователей этих тантр друг над другом.

Тантры были изложены в основном для тех, кто находится в Камадхату, и – в особенности – для тех, кто ищет путь к просветлению, на котором используется желание. Тантры делятся  на четыре класса в соответствии с четырьмя типами практик и связанными с ними четырьмя типами учеников, чьи способности различны. Существует четыре способа использования страсти на пути, которые основаны на различных способностях к зарождению в и дения шуньи, а также на различных типах йоги идама.

Среди семи ветвей: полной радости, соединения, великого блаженства, несуществования индивидуального "я" (реальности собственной природы), сострадания, неразрывной длительности и непрекращаемости – три можно найти только в Тантрах: это полная радость, соединение и великое блаженство; остальные четыре ветви являются общими для Сутры и Тантры, хотя и несуществование индивидуального "я" также можно поместить в группу ветвей, специфичных для тантр, если рассматривать эту ветвь как способ установления блаженства в сознании.

В трёх низших тантрах ветви соединения нет, для них также не характерна внешняя видья – конкретное использование желания на пути; низшие тантры ограничиваются созерцаемой видьей. В Йога тантре на пути используется блаженство, возникающее от рукопожатия или объятий, в Чарья тантре от смеха, а в Крия тантре – от взгляда. Таким образом, четыре тантры схожи тем, что все они используют страсть к признакам Камадхату на пути.

В Крия тантре доминируют внешние действия. В Чарья тантре в равной степени осуществляются и внешние действия, и внутренняя йога. В Йога тантре доминирует внутренняя йога. В Ануттарайога тантре проповедан путь, выше которого нет. От этих особенностей и произошли названия четырёх тантр; но нужно иметь в виду, что эти особенности относятся к практике главных учеников, а не всех вообще; сказано, например, что даже некоторые Йога тантры были даны для тех, кто опасается созерцать в облике идама самого себя. То есть четыре тантры отличаются друг от друга возможностями главных учеников, а не тех, кто просто проявляет интерес к пути, не имея для него способностей.

 

Посвящение

 

Сказано, что жинхор (мандала) чрезвычайно глубок, и созерцание его служит противоядием, быстро искореняющим препятствия к освобождению и всеведению, а также их скрытые причины. Для обладающих тупым умом затруднительно постичь его значимость.

Существует разница между вхождением в жинхор и получением посвящения. Чтобы войти в жинхор, достаточно иметь веру, для этого нет необходимости зарождать бодхичитту. В некоторых случаях можно войти в жинхор и даже получить посвящение, не обладая полностью зарождённой бодхичиттой; однако для того, кто практикует обе стадии Ануттарайога тантры, бодхичитта необходима.

В старину введение в мандалу отличалось от дарования посвящения, причём и то, и другое делалось очень аккуратно; но в наши дни тибетцы склонны посвящать кого угодно. Ваджрадхара изложил систему, содержащую различные уровни: для тех, кто может только войти в жинхор, для тех, кто может также получить "посвящение воды", "посвящение короны" и так далее. Если это делается по традиции, то лама, прежде чем давать посвящение, изучает ученика, чтобы определить, способен ли тот к трём практикам (нравственности, самадхи и интуиции) и хранению обетов. Он позволяет непригодным, но имеющим большую веру войти в жинхор, однако не позволяет им получить посвящение. Если следовать таким традиционным ограничениям, то посвящение будет эффективным и значимым для практики; когда в наши дни ограничения не соблюдаются, этим причиняется вред и ламе, и посвящаемому.

Есть рассказ о том, как Друкпа Кюнле оказался там, где лама давал посвящения. Когда лама шёл мимо, то все находившиеся поблизости люди поднялись и выразили ему своё уважение; Друкпа, однако же, этого не сделал. Лама шутливо сказал: "Когда я прохожу рядом с людьми, они обычно кланяются мне. А ты почему хулиганишь?" Друкпа Кюнле ответил на это вопросами: "Ты даёшь много посвящений? Ты многим даёшь возможность нарушать обеты и клятвы? Ты многим открываешь врата в ад?"

Если вы способны думать о смысле сансары вообще и рождения человеком в частности, то можете управлять своим умом с помощью религиозной практики, что является средством достижения умиротворения и свободы от волнений. С другой стороны, если сделать чересчур большой акцент на страданиях ада и неизбежности смерти, можно впасть в глубокий, парализующий ужас. В Тибете популярна история о настоятеле одного монастыря, который собрался провести беседу. Некий послушник спросил слугу настоятеля, куда настоятель пошёл, и слуга ответил: "Он пошёл пугать стариков и старух". Однако если вы преисполнились осознания значимости человеческой жизни и участвуете в религиозной практике, то вам нет оснований беспокоиться о смерти.

Прежде всего, вам необходимо от всего сердца принять прибежище в Трёх Драгоценностях, затем взять обет индивидуального освобождения, а после этого зародить бодхичитту намерения и бодхичитту действия. Далее, если у вас есть возможность учиться Тантре, нужно получить учения "Двенадцать строф обета Бодхисаттвы" и "Пятьдесят строф Учителю" (Bodhisattvasamvaravimshaka и Gurupanchashika) Асвагхоши. После этого вы можете принять посвящение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: