История села Старая Селя

В справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг. упоминание о селе Старая Селя впервые появляется в списках от 1864г. в составе Городищенского уезда как деревня. В 1914 году Городищенский уезд разбился на волости. Село Старая Селя отошло к Коржевской волости. В поволостном списке населённых мест Пензенской губернии по административно – территориальному делению, утверждённого Президиумом ВЦИК от 12 ноября 1923 года Старая Селя упоминается в списках Базарно - Кеньшенской волости Городищенского уезда. По спискам сельсоветов и населённых пунктов Пензенской области на апрель 1939 года Старая Селя вошла Николо - Пестровский район Старо - селенского сельсовета.[3]  

По статистическим данным переписи по Никольскому району на первое января 2005 года население в 250 человек и 104 хозяйств. На первое января 2006 года 245 жителей и 101 хозяйство. На первое января 2007 года 255 жителей и 97 хозяйств. На первое января 2008 года 246 человек и 95 дворов. На первое января 2009 года 197 человек, 91 хозяйство. На первое января 2010 года 196 жителей и 86 хозяйств.

Первые поселенцы из мордовских племен были мордва – эрзя, они не занимались пашенным земледелием. Основную статью их дохода составляло занятие бортничеством, рыбной ловлей и охотой. В этом плане здешние места как нельзя лучше подходили для расселения мордовского племени, которое пришло сюда, по рассказам местных жителей, из села Селикса (ныне Кижеватово). Небольшие речушки, протекают в окрестностях поселения и первозданные леса, полные дичи вполне обеспечивали здешних жителей продуктами питания.

 Есть две версии происхождения названия села: первая – возможно оно происходит от булгарско-чувашского дохристианского имени Селиван – Сели - Селя; вторая – от эрзянского слова «селей» - вяз, либо «селе»-железо.

В селе исторически складываются характерные промыслы и ремесла. В историю Никольского района село Старая Селя входит как село, где издавна умели делать из дерева предметы домашнего обхода, кроме того здесь жили замечательные бондари и плотники. Этот вид промысла был чисто мужским занятием. Изделия бондарей в каждом доме были вещами незаменимыми: бочонки, кадушки и другие вещи были непременным атрибутом домашнего хозяйства, поэтому и были мастера в селе особо уважаемыми людьми.

В селе были и свои мастера по изготовлению лаптей - основного вида обуви сельских жителей на протяжении многих веков. Мордовские лапти отличались от лаптей, сплетенных русскими мастерами. Это лапти косого плетения трапециевидной формы. Они имели специальные витые петли с боков и сзади для обор. Особую ценность мордовским лаптям придавала двойная пятка, благодаря которой их цена на базарах достигала почти двойной цены. По своему назначению лапти были нескольких видов: праздничные и рабочие. Лапти для будничной работы назывались ступанцы, лапти для лета назывались чуни и плелись из пеньковой веревки. В конце XIX века на базарах цена на лапти колебалась от 3 до 6 копеек.     

Местные жители носили лапти по-особому. Непременной частью лаптей была обора – свитая из лычек липы веревочка длинной до двух метров с двумя концами, посредством которой онучи закреплялись на ноге. Особое искусство ношения лаптей сельчан заключалось в том, чтобы с помощью этой веревочки, онучи на ноге завернуть так, чтобы образовались многочисленные складки, придающие ноге больший объем.

Характерной семейной чертой было четкое распределение обязанностей между мужчинами и женщинами. Посев, пахота, косьба, стогование и уход за скотом – мужская работа. Традиционным занятием женщин было: жатва, прополка, и укладка снопов, содержание домашнего хозяйства. Кроме того, каждая женщина умела прясть, вышивать и шить одежду для всей семьи.  

Дома в селе строились небольшие, с низкими потолками, так как трудно большой дом в зимнее время протопить. Что интересно все окна в доме открывались только в одну сторону, а не нараспах. Возле каждого дома ставили амбар из самана и кизяка. Для освещения своих домов в зимнее время, летом заготавливали лучину. Её вставляли в заранее приготовленный трезубец, который ставили в корытце с водой, когда лучина прогорала, она падала в воду и гасла, тем самым сберегая дома от пожара.

В каждом доме имелся передний, так называемый «красный» угол. На местном диалекте - «паза» угол. В котором, под потолком укреплялся киот на одну, две иконки. Он оформлялся вязаными занавесками и украшался расшитым полотенцем. В праздники украшали киот узорно-нарезанной бумагой. Предметы домашнего обихода – рушники, подзорники, накидки на подушки, валики – украшались вышивкой и обвязывались крючком. Преобладали красный, бардовый, синий, зелёный цвета. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, здоровьем и достатком, потому угол называли «красным».

В конце XIX начала XX веков село, и земли вокруг него принадлежали государству. На каждую крестьянскую душу выделялся земельный надел, который составляет 1 десятину (что соответствует примерно 34 соткам). За пользованием государственными землями был большой налог, который большинство жителей не могли оплачивать, так как вначале XX века большую часть жителей составляли бедняки. События 1917 года были встречены с одобрением и надеждой на улучшение условий жизни крестьянства. Первым революционным преобразованием в селе стал организованный в 1917 году Комитет бедноты, в который вошли крестьяне И.М. Пугачев, П.С. Селенский Совет крестьянских депутатов.

В 20-30-е года в село часто наезжали продотряды, которые занимаются изъятием излишек зерна у населения, но кроме этого отряд распределял помощь для особо бедствующих сельчан: раздавались пайки хлеба по 200г, а изредка обувь и одежда для детей- сирот.

В 1930 году в здании местной школы проводится собрание местных жителей села, на встречу с которыми приехала агитбригада с. Алова и колхозники с. Усовка. Участники агитбригады рассказывали о колхозах, а колхозники с. Усовка рассказывали об опыте работы своего колхоза. После выступления гостей, среди сельчан началось бурное обсуждение всех «за» и «против», в результате которого колхоз решили все-таки создать. Таким образом, в 1930 году в селе С. Селя был организован колхоз, который назвали «Новая жизнь» - «Од Эрямо». В числе местных колхозников были 23 семьи.

Нельзя исключить из истории села и драматизм тридцатых годов, когда вместе с организацией колхоза в селе шел процесс лишения избирательных прав зажиточных крестьян - раскулачивание. Был признан кулаком и раскулачен крестьянин Терентий Кузнецов, имевший скотину и маслобойку (совместное владение). Был лишен избирательных прав и Антон Николаевич Чиндяев, как сын владельца бакалейной лавки и маслобойни, кроме того и сам обвиненный в скрытой скупке зерна. В протоколе заседания Староселенского сельского совета от 1931 года было записано «Лишить избирательских прав А.Н. Чиндяева».

В 1937 году в помещении закрытой церкви была открыта сельская изба-читальня, во время войны было зернохранилище, после войны склад под металлолом и в конце 60-х годов была уничтожена пожаром. Сейчас на этом месте построено муниципальное учреждение культуры и досуга сельчан.

К началу Великой Отечественной войны колхозное хозяйство села имеет неплохие показатели работы, лето 1941 года обещало быть урожайным. Мирный труд был прерван войной. Молодые здоровые мужчины ушли на фронт. Нелегкий сельский труд лег на хрупкие плечи женщин, подростков и стариков. Посевные и уборочные того времени были тоже боем-боем за урожай. Не хватало, а порой и вовсе не было техники, здоровые молодые лошади были отправлены на фронт - работали не только за ушедших на фронт, но и за отсутствующую технику.

Поверья.

· Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц.

· Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока.

· Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д.

· Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным.

· При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.

· Лапти наполняли снедью, ритуальными предметами и украшенные ставили в подарок домовому.

Пословицы и поговорки:

В самовосприятии русских лапти - один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке: «лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека; производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
«(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»; шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

Жениться - не лапоть надеть.
Лапти подковырки не стоят.
Это - как лапоть сплесть.
Без снаряда и лаптя не сплетешь.
Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.
Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!
Хоть в лаптях, да тех же ратных, ополченье.
И мы не на руку лапоть обуваем.
Не берись лапти плести, не надравши лык.
В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь.
Он лапти плетет, путает.
Путает, словно кашу в лапти обувает.
Переобуться или переобуть кого из сапогов в лапти.
И в доброй тяжбе на лапти не придется.
Станешь лапти плесть, как нечего есть.
Лапти плесть, однова в день есть, больше не выработаешь.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.
Не слуга в лаптях: купи сапоги!
Не осуди в лаптях, сапоги в санях, говорит гость шутя.
В лапоть звонить, быть без дела.
Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть!
Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

" Мы тоже не лыком шиты".- Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку". - Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку". - Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". - Взял плохое вместо хоро­шего.

"Надрал лыка". - Строго расправился.

"Лыка не вяжет". - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

























Обереги.

В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком - ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.

Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

С обувью связано много гаданий и поверий - во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Гадания

Выходили во двор брали валенок, вставали спиной к забору и через левое плечо кидали валенок. Считалось так: в какую сторону валенок упадёт, с той стороны суженного ждать.

 

Сувенирные лапти Незванкина А.Н.

 

 

 

 

Для изготовления лаптей нужны: нож, кочедык и деревянная колодка.

 

 

Валенки изготавливает разных размеров, больше для детей и внуков.


           [1] Степанов В. Курские исторические миниатюры. Книга первая. - Курск, 2009;

[2] Редичев С. История с лаптями. //Наука и жизнь. - 2000, № 6;

 

[3] Н.Н Золотенкова справочник по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг. П.2003.стр. 20,60,185,403.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: