ГЛАВА 3. Нейромаркетинг. Сила эмоций в противовес отжившим представлениям

 

": Отказ признавать человеческую природу подобен смущению, которое испытывали викторианцы при обсуждении проблем секса, только еще хуже. Этот отказ искажает нашу науку и образование, наш публичный дискурс и нашу повседневную жизнь". Стивен Пинкер.

 

     Не всякая дорога выводит из кризиса - на рынке царит паника и страх, причем по обе стороны торговых прилавков. И начался он задолго до всемирного экономического кризиса. Продавцы в подавляющем большинстве верят лишь тому, что видят собственными глазами и слышат собственными ушами, "примеряя" на всех без исключения свои шаблоны и понятия. Под влиянием шаблонных формул и ситуативных подсказок из книг, они прочно усвоили образ покупателя, который зовется "человек расчетливый", и действуют, опираясь на этот стереотип. Причем, понятие о человеке сводят к простой зависимости от товарооборота и цены. Но человек же не насколько примитивен, чтобы его было возможно "просчитать" по формуле или матрице.

Специалисты по маркетингу читают популярные бизнес-журналы и чувствуют себя "на коне".


     Все меняется очень быстро, даже стремительно, одно остается практически неизменным - понимание наших потребителей. Как правило, большинство маркетологов продолжают опираться на знакомые и неэффективные методы исследований и методов из года в год, делая одни и те же ошибки. На сегодняшний день не существует ни одного доказательства, что кому-то из маркетологов удалось создать новую потребность - все, что они могут сделать сегодня - это стимулировать уже существующую. А вот выявить неудовлетворенную потребность и простимулировать ее новым видом или подвидом товара или услуги - очень непростая процедура. Как сказал современный гуру маркетинга Д. Траут: "Борьба производителей давно перешла с ограниченного пространства наших кошельков, на безграничные просторы нашего сознания".

 

Потребитель изменился
до неузнаваемости,
а маркетинг - нет.


     Сегодня большинство менеджеров по маркетингу в своих методах исходят из некой совокупности предположений относительно функционирования окружающего мира - некой парадигмы, которая затрудняет адекватное понимание потребительских решений. По словам Э. Эттенберга, главного исполнительного директора компании Customer Strategies Worldwide LLC: ":.все было создано заново - дистрибуция, товарные разработки, цепочка поставок. А маркетинг увяз в прошлом. Глубокое и совершенное понимание потребителей - задача гораздо более сложная, чем просто описание товара. Потребитель изменился до неузнаваемости, а маркетинг - нет" (журнал "The Economist", 2006).

     В сегодняшнем обществе конкурентные преимущества во многом определяются исторически слабыми активами, базирующимися на традиционных подходах и однобоком рассмотрении ситуации, как правило, в плоскости "сегмент-место-стоимость". Это приводит к затруднению понимания со стороны потребителей отличительных преимуществ компаний, которые предлагают один и тот же набор стандартизированных приемов и методов, исключая большой пласт совокупности функционирования окружающего мира и его влияния на мнения и желания потребителей.

     Профессор Гарвардской школы бизнеса и бывший исполнительный директор Института научного маркетинга Р. Дешпанде отмечает: ": более 80% всех маркетинговых исследований служат только для подтверждения уже существующих заключений, а не для тестирования новых возможностей. Менеджеры по маркетингу действуют так, будто на подтверждение своих текущих воззрений они обязаны направить 80% находящихся в их распоряжении ресурсов" (журнал "The Economist", 2006). А Питер Брабек-Летман, вице-президент и исполнительный директор Nestle - компании, активно ищущей разгадку работы мозга, заметил: ":многие компании считают, что здравый смысл индивида важнее, чем научное знание и все то, о чем нам может рассказать человеческая природа. Если специалисты по маркетингу читают популярные бизнес-журналы, они чувствуют себя "на коне". Они пренебрегают всем остальным. В любой другой профессии с таким отношением долго не продержаться" (П. Брабек-Летман, 2006 г.).

     В то же время поведение людей находится в колоссальной зависимости от бессознательных процессов, протекающих в нейронных структурах. Нейромаркетинг как наука объясняет механизмы действия этих процессов.

 

Поведение людей зависит
от бессознательных
процессов, протекающих
в нейронных структурах.


Модель Канемана


     Психолог Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии 2002 года по экономике, доказал, что наше повседневное обыденное мышление далеко не столь рассудочно и благоразумно, каким нам кажется и каким мы его предпочитаем считать (или нам настойчиво рекомендуют цифры, графики, диаграммы, матрицы). Он предложил миру двухэтапную модель, которая базируется на простых принципах работы человеческого сознания.


1. Мы действуем в соответствии с принципом подобия (ради упрощения восприятия мира и представлений о нем люди полагаются на эмпирические правила и анализ "известности" и "стереотипности", т.е. "насколько это похоже на то, что я уже знаю").
2. Наши суждения и ощущения по большей части интуитивны (воспринимая отдельные факты, люди чаще всего не понимают, что и как происходит в целом).
3. Мы редко прогнозируем правильно.
4. Движущей силой всего, что мы делаем, являются эмоции, которые мы испытываем в конкретной ситуации.


При помощи своей модели Канеман доказал не только универсальность человеческих глупостей, но и то, что их способны совершать даже самые умнейшие люди.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: