Страны | Экспорт | Импорт | Сальдо | |||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 1996 | 1997 | 1998 | 2000 | |
СНГ | 13861 | 14346 | 15625 | 13586 | 10317 | 13448 | 14040 | 12253 | 3544 | 898 | 1585 | 1333 |
Азербайджан | 171,2 | 144 | 150,8 | 192,4 | 20,4 | -48,4 | ||||||
Армения | 102,5 | 99,2 | 68,7 | 45,3 | 33,8 | 53,9 | ||||||
Белоруссия | 3250,4 | 4626 | 2601,7 | 4685,5 | 648,7 | -59,5 | ||||||
Грузия | 98,4 | 103,2 | 67,2 | 68,6 | 31,2 | 34,6 | ||||||
Казахстан | 2498,3 | 2010 | 3025,7 | 2140,6 | -536,4 | -130,6 | ||||||
Киргизия | 153,2 | 133 | 138,2 | 14,7 | 15,0 | -14 | ||||||
Молдавия | 389,1 | 323,3 | 813,2 | 598,4 | -424,1 | -275,1 | ||||||
Таджикистан | 151,5 | 78,8 | 88,0 | 69,8 | 63,5 | 9 | ||||||
Туркменистан | 113,8 | 110 | 146,6 | 46,6 | -32,6 | 63,4 | ||||||
Узбекистан | .1084,8 | 589,6 | 653,1 | 615 | 431,7 | -25,4 | ||||||
Украина | 7620,5 | 5367,8 | 6286,7 | 3642,8 | 1333,8 | 1725 |
Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.
Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик. Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими «внутренними ценами», системой регулирования и налогообложения.
|
|
Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992—1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государсвисимых государсывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая «ромашка» — система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.[5]
Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.
Для всех перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:
• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;
|
|
• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий). Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений.
Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров ведутся в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.
Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран — членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.
Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и экономически Сообщества Белоруссии и России.
Политика России в области регулирования внешней торговли