Бенефиций – жалованье

Мы выяснили существование в Удельной Руси вассальной иерархии или лествицы лиц, связанных одним и тем же служебным договором, лествицы великих князей, княжат, бояр и детей или слуг боярских. На западе эта иерархия была в феодальную эпоху столько же вассальной, сколь и феодальной, в тесном смысле слова; это была иерархия столько же лиц, сколько у земель, феодов, так как в феодальном договоре отношения личные, вассальные соединялись с отношениями поземельными, феодальными или ленными. Была ли у нас вассальная иерархия связана с поземельной? Была ли у нас боярская и княжеская служба обусловлена землевладением? <…>

Общий феодальный принцип службы с земли, вассальной службы за такой-то феод, представляет собою, как выяснено выше (§ 24), лишь теоретическое обобщение глубоко различных по существу отношений. Одни феодалы служили с земли, пожалованной им сеньером; другие служили с собственной своей земли, прочно ими освоенной и лишь номинально переданной в обладание сеньера. <…>

В Удельной Руси мы находим оба указанных реальных основания феодального, в тесном смысле слова, порядка; мы находим здесь боярскую службу с земли пожалованной, иначе феод с характером бенефиция, и находим также боярскую службу с собственной земли боярина, с его вотчины, соответствующую службе феодала с его собственной земли, с феода-сеньерии, с феода-аллода (§ 24).

Владение землею, обусловленное службою, явилось у нас впервые никак не в XV – XVI веках, когда является у нас известный термин поместье, обозначающий такое именно условное землевладение, и возникло оно у нас никак не под внешним византийским влиянием, как думают некоторые историки. Поместье, как обусловленное службой владение, тожественное с бенефицием, существовало еще в удельное время, и называлось оно тогда другим словом: жалованье, словом, представляющим собою как бы буквальный перевод соответствующего латинского термина beneficium, благодеяние, милостыня, пожалование. В духовной грамоте 1462 г. великий князь пишет: «А кому буду давал своим князем, и бояром, и детем боярским свои села в жалованье», т.-е. in beneficium. В другой грамоте упоминаются «деревни – княжеское жалованье», время пожалования которых относится к началу XV века. В духовной грамоте 1388 года перечисляются «села и слободки за слугами». Относительно таких слуг, владевших жалованьями-бенефициями князья не раз условливаются в cвоих междукняжеских договорах: «а кто тех выйдет из уделов... ин земли лишен». Об одном из таких слуг, условно владевших пожалованным ему селом, о Бориске Воркове, Иван Калита говорит в своей духовной 1328 года: «аже иметь сыну моему которому служити, село будет за ним; не иметь-ли служити, село отоимут». Так точно в позднейших грамотах на пожалование поместья писали: «А пожаловал есми N тою деревнею, доколе служит N мне и моим детям»; это опять как бы перевод соответствующего латинского текста о пожаловании бенефиция: «доколе будет верно служить нам и любезному нашему сыну».

Точно так же, как слободки, села и деревени, жаловались у нас в удельное время и должности в соответствующее земельному владению условное пользование или в кормление. Как на западе такие пожалованные должности назывались, одинаково с пожалованными землями, – сначала бенефициями, а позднее феодами (fieff-office), так и у нас должности-кормления называются, одинаково с селами, равнозначащим термином: жалованье (beneficium): «А жалованье за Ощерою Ивановичем боярином были Коломна... Руса обе половины». Города, отданные в управление боярину, называются его «жалованьем». Древнейшая грамота на пожалование волости в управление – кормление (кормление от слова кормить – управлять, как кормчий – управитель) относится к XIV веку.

 

Служба с вотчины.

Кроме такой боярской службы с жалованья, т.е. с пожалованной боярину земли, или с феода-бенефиция, мы находим в удельное время и боярскую службу с вотчины, с прочно принадлежащей слуге боярщины или с феода-сеньерии.

С точки зрения феодальной теории феод-сеньерия есть такое же, строго обусловленное службой, владение, как и реально пожалованный участок земли, или феод-бенефиций. Но, в действительности, как выяснено выше (§ 24), «феодальный» характер сеньерии выражается только в признании ее подвластности высшему территориальному господству сюзерена, подвластности земли, обусловленной личным подчинением ее собственника, иначе говоря, в коммендации лица с землею, сеньера вместе с его сеньерией. По отношению к нашей древности вопрос, следовательно, сводится к тому, существовала ли у нас эта коммендация лица с землею, обусловливал ли у нас свободный договор боярской службы подвластность боярщины князю, господину? <…>

Вследствие крайней скудости наших источников удельного времени, нам не раз уже приходилось начинать с известий позднейших, эпохи разрушения удельного порядка. Так и здесь мы начнем с духовной грамоты Ивана III, 1504 года, в которой находим определенное указание на древний обычай боярской коммендации вместе с землею; «а боярам и детям боярским ярославским – постановляет Иван III – с своими вотчинами и с куплями от моего сына Василья не от'ехати никому никуда».

Такие же, не менее ясные указания на боярскую комменнацию лица с землей находим мы в некоторых жалованных грамотах XV века. Так, в 1461 году великий князь Василий Васильевич «пожаловал» Алексея Краснослепа пустошью, «его отчиною». Так, Иван III в грамоте 1487 года «пожаловал» Ивашка Глядящего льготами на его село, «что бил челом... и с своею вотчиною». В этих грамотах, совершенно как в феодальном договоре аллодиального собственника, сеньера, великий князь «жалует» своего слугу ему же принадлежащей землей, «его же отчиною». Наш боярин, «отъезжающий с вотчиной», «бьющий челом» великому князю, «с своею вотчиною» бесспорно тот же феодал, коммендирующийся – «вручающийся» сюзерену со своей сеньерией или со своим аллодом. <…>

Так же, как бояре … переходили у нас от одного великого князя к другому и служебные князья вместе со своими владениями, или «от'езжали с вотчиною». Как в западной истории широко известны переходы французских вассалов со своими владениями к английскому королю и от него обратно к королю Франции, так и в нашей истории известны переходы мелких служебных князей, владевших землями на границе между Русью и Литвою в XV веке, к литовскому великому князю, а затем от него к великому князю московскому. И там и здесь одинаково служебно-вассальный договор влек за собою переход обширных владений из одной территориальной подвластности в другую, от Франции к Англии, от Руси к Литве и обратно.

В 1427 году южные князья Одоевский, Новосильский, Воротынский поддались со своими землями литовскому великому князю Витовту. В конце того же века несколько князей этих уделов один за другим переходят от Казимира, великого князя литовского и короля польского, к московскому великому князю Ивану III. В 1489 году Иван Ш заявляет чрез своего посла королю Казимиру: «что служил тебе князь Дмитрий Федорович Воротынский, и он нынеча нам бил челом служити; и тобе бы то ведомо было». Князь Воротынский переходит открыто, послав своего слугу к Казимиру, чтобы «целованье сложити королю». Он переходит с своею землею, и Иван III требует от Казимира «чтобы нашему слуге князю Д. Воротынскому и его отчине обиды не было». <…>

Свободная коммендация лица с землей отнюдь не представляла собою у нас, так же как на западе, прочного, общепризнаваемого права. С такой коммендацией на западе рано вступает в борьбу начало территориальной подвластности, и феодальное право не признает открыто ухода феодала с феодом; наоборот, по феодальному праву феодал, собственно, мог оставить своего сюзерена, только отказавшись от пожалованного ему феода. Феодалы уходили с землей только тогда, когда уверены были в силе нового своего сюзерена и могли надеяться, что он охранит их и их землю от покушений прежнего их сюзерена, от которого они отказались. И у нас князь Воротынский передался Ивану III с своею землею только потому, что он знал, что Иван III властно скажет Казимиру: «чтобы нашему слуге и его отчине обиды не было». В других же случаях служебные князья, как и бояре, при переходе к другому великому князю, должны были быть готовы к тому, что прежний их господин немедленно захватит их вогчину и скажет решительно: «те села мне, а им ненадобе», как говорил в одной из своих грамот великий князь Дмитрий Донской.

 


[1] М.М. Ковалевский, Экономический рост Европы, т. I, стр. 408. К. Lamprecht, Deutsches Wirthschaftsleben im Mittelalter, стр. 1161 – 1162, стр. 878 – 883. H. И. Кареев, Поместье-государство, стр. 5, 54.

[2] Подробнее см. ниже, глава III. См. также выше, § 10.

[3] Первоначальный смысл слова Sala – наследственное, отцовское, дедовское владение, т.е. отчина, дедина.

[4] Новгородские писцовые книги говорят о припуске запустевших дворов и «деревень»; деревней в это время в XV веке называлось крестьянское хозяйство («деревня» и «село земли») одного или нескольких дворохозяев.

[5] Б. Чичерин, «Опыты по истории русск. права», 1858, с. 343, 369. – A. Esmein, «Cours elementaire de l'historie de droit francais, с 176.

[6] Имея в виду эту основную черту феодализма, П. Г. Виноградов в своему учебнике дал следующее определение феодализма: «Каждый крупный помещик сделался своего рода государем в своей местности. Такое раздробление власти и переход ее к помещикам принято называть феодализмом».

[7] Guizot, cHistoire de la civilisation en France», t. Ill, lecon X, c. 230 – 231. – Fustel de Coulanges, «Les origines du systeme feodab, Introduction, p. XIII.

 

[8] P. Viollet «Precis de l'histoire du droit francais», с 555, «Etablissements de Saint Louis», с. 16С – 162

 

[9] Подробнее об этом, как и вообще об иммунитете, см. мои статьи и исследование.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: