Комплекс игр и упражнений на развитие памяти

Игра 1 «Бабушка собрала свой чемодан»

Каждой из участников (а их неограниченное количество) называет по одной вещи, которую бабушка положил в чемодан. Причем игру начинает первый игрок, второй повторяет за предыдущим его игроком слово, потом говорит свою вещь. Цель последнего играющего назвать все предметы, сказанные до него.

Игра 2. «Второе слово»

Возьмите лист чистой бумаги и проставьте порядковые номера от 1 до 50. Попросите кого – нибудь прочитать следующие 50 пар слов:

1.палец-ноготь                                       26.голова-волосы

2.мак-красный                                        27.уголь-черный

3.степень-колокол                                  28.спичка-голод

4.похвала-порицание                             29.толстый-тонкий

5.ветер-буря                                            30.дождь-грязь                        

6.часы-стрелка                                        31.горд-улица

7.сахар-сладкий                                      32.колесо-круглое                       

8.окно-буква                                            33.камин-толпа

9.громкий-тихий                                     34.любовь-ненависть

10.порх-взрыв                                          35.солнце-свет

11.глаз-зрачок                                         36.поезд-вагн

12.трава-зеленая                                     37.василек-синий

13.ягода-свечка                                       38.дым-пар

14.награда-наказание                             39.высокий-низкий

15.мороз-холодно                                   40.работа-усталость

16.книга-страница                                  41.инситут-аудитория

17.бритва-острая                                    42.пух-легкий

18.тетрад-парус                                      43.папироса-абажур

19.светлый-темный                                44.храбрость-трусость

20.лето-тепло                                          45.ученик-знание

21.дом-крыша                                         46.редька-ладонь

22.снег-белый                                         47.путь-длиный

23.забор-лампа                                       48.паравоз-стеллаж

24.покой-движение                                49.холодный-горячий

25.яд-смерть                                           50.рана-боль

После этого пуст будут прочитаны повторно только первые слова, а вам следует под соответствующим номером написать второе слово. Затем проводиться проверка. Рядом с правильно написанным словом ставится «плюс», если неправильно или вообще не написано, ставится «минус».

Пары № 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46 имеют смысловую связь целое-часть

№ 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49 – подобраны по контрасту

№ 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 – выражают причинно-следственные связи

№ 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48 – необычное сочетание. На основе подсчета плюсов и минусов проводиться сравнение различных видов смысловых ассоциаций в процессе вашей памяти. Хорошая ли у вас память?

Игра «Слушай и исполняй» (25 мин)

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем участники должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1: повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2: поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3: повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать.

Задание 4: поднять правую ногу, стоять на одной ноге, поставить правую ногу.

Игра. «Попугайчик»

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то – ца

то – ца – му

то – ца – му -дэ

то – ца – му -дэ -ни

то – ца – му -дэ – ни - зу

то – ца – му -дэ – ни – зу - па

то – ца – му -дэ – ни – зу –па - ки

то – ца – му -дэ – ни – зу –па – ки – ча

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запомнить слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Ведущий называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.).

 

 

 

 

                                         

 

                                        Заключение.

Память человека может быть улучшена, для этого нужны рациональные методы ее воспитания и тренировки. Наиболее плодотворна работа по систематическому укреплению памяти, связанная с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Для большей продуктивности запоминания необходимо вырабатывать средства содействующие запоминанию. Таким средством в первую очередь является мыслительная деятельность, осуществляемая при запоминании.

Современная наука изучает механизмы памяти у людей всех возрастных групп с целью увеличить её ёмкость, что непременно скажется на увеличении производительности труда и будет способствовать созданию всесторонне развитой личности. По этой причине проблема памяти становится узловой, от её решения в большей степени зависит прогресс общества.

Память многолика. Существует определённый запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь.

Все это долговременная память. Но существует и кратковременная, или оперативная память. Как существуют различные виды памяти, так существуют и различные пути и способы ее «подкармливания». В «кладовую» памяти информация может попадать через зрение (образы, картины), слух (музыка, устная речь), язык (вкус), кончики пальцев (осязание). Мозг работает и как современный магнитофон, и как ультрасовременный киноаппарат, и как обыкновенная зарубка, сделанная для напоминания об определенном факте. Разные ученые с различных позиций исследуют возможности памяти и функции мозга.

Но всех одинаково интересует, что происходит в мозге, когда он получает новые сведения. В каком виде хранит он формулы органической химии и в каком яркие метафоры Пушкина. Каким образом всё это «пускает в оборот» в случае необходимости.

Наука, в том числе наука о мозге не стоит на месте, знания о структуре и функциях мозга, о памяти постепенно умножаются. Вся деятельность человека в изменяющейся окружающей среде и, особенно в среде социальной определяется с помощью не мгновенной, но более или менее быстрой памяти.

Скорость ее образования в каждом случае зависит от окружающей обстановки. Такое несрочное запоминание в процессе обучения биологически выгодно. И не только потому, что поступающая информация фильтруется и отбирается, но и потому, что в мозге она упорядочивается и накапливается в определенных «полях мышления». Благодаря этому, обретаются ассоциативные поиски нужной информации в мозге.

С возрастом процесс запоминания претерпевает определенное развитие.

Многолетние наблюдения показали, что в раннем детстве этот процесс протекает значительно быстрее, чем в зрелом возрасте, а образовавшиеся «отпечатки» отличаются большой прочностью - сохраняются значительно дольше. Кроме того, для детского возраста характерно продолжительное сохранение ярких образов, что у взрослых встречается достаточно редко.

 

 

                  Список литературы.

1. А.Г.Маклаков. Общая психология СПб, 2001

2. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов. Под общ. ред. В.Н.Дружинина СПб, 2001.

3. Немов Р.С. Психология. общие основы психологии, М. 2001, в 3-х – кн.

4. Л.Д.Столяренко Основы психологии, Ростов н/Д, 2001.

5. Общая психология. Сост. Е.И.Рогов, М.,1995.

6. А.В. Петорвский Введение в психологию. М.,1995

7. Ю. Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, М., 2000

8. Красникова В.П.Основы психологии: Учебное пособие. – М: Гелиос АРВ, 2004. – 160с.

9. А.В.Петровский, Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб. заведений – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-512с.

10. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.

12. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.

    

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: