Влияние государственного долга на развитие экономики России

 

Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга, который представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами. Внешний долг – это задолженность перед иностранцами.

    Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

    Большой государственный долг ведет к «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

Следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а, следовательно, стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.

Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долговом периоде характеризуют следующие результаты: происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска; усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду; возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.

Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели – обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП.    Удобен в этом отношении коэффициент «государственный долг – ВВП». Так, когда к 1990 г. США превратилась из страны-кредитора в страну-должника, их внешний долг составил 500 млрд. долл. В абсолютном выражении эта сумма огромна, но в сравнении с годовым выпуском страны, составляющим 6500 млрд. долл., она не столь уж значительна.

    Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

· отказаться от долга полностью или частично;

· использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

· пролонгировать долг;

· прибегнуть к конверсии долга;

· продать безнадежные долги.

    Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей. Конверсия государственного дога предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.

Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее стана предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

    Большой государственный долг, порожденный крупным бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов. Теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности, прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.

 

 

              Структура внешнего долга России (конец периода)

  1991 1993 1998 2001 2004 2005 2006 2007 Iкв 2008
В млрд. дол.                  
Государственный долг 96,6 115,7 158,4 111,1 105,6 82,2 48,6 46,3 41,00
Федеральные органы 96,6 111,8 136,5 102,0 95,7 70,0 43,2 35,8 35,2
В том числе долг Бывшего СССР   96,6   104,5   98,2   78,4   74,5   53,3   28,7   24,7   24,4
Субъекты федерации     2,4 1,0 1,7 1,2 1,5 1,5 1,7
Органы денежно-кредитного регулирования     3,9   19,5   8,1   8,2   11,0   3,9   9,0   4,1
Долги частного сектора   2,2 30,0 35,2 107,9 175,0 262,0 417,2 436,1
Банки   1,3 10,0 11,3 32,3 50,1 101,2 163,7 171,4
Прочие секторы   0,9 20,0 23,9 75,6 124,9 160,8 253,5 264,7
Весь внешний долг 96,6 117,9 188,4 146,3 213,5 257,2 310,6 463,5 477,1
В % к итогу                  
Государственный долг 100,0 98,1 84,1 75,9 49,5 32,0 15,6 10,0 8,6
В том числе долг бывшего СССР   100,0   88,6   52,1   53,6   34,9   20,7   9,2   5,3   5,1
Долги частного сектора   1,9 15,9 24,1 50,5 68,0 84,4 90,0 91,4
Банки   1,1 5,3 7,7 15,1 19,5 32,6 35,3 35,9
Прочие секторы   0,8 10,6 16,2 35,4 48,5 51,8 54,7 55,5
Весь внешний долг 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
                   

 

Динамика государственного долга в 2008 – 2010 годах (на конец года)

  2007г 2008г (проект) 2009г (проект) 2010г (проект) Прирост 2010г к 2007г (%)
Государственный долг РФ млрд. руб.   2617,6   2957,1   3440,3   4089,7   56,2
% к ВВП 8,5 8,4 8,7 9,1  
Государственный внутренний долг млрд. руб.   1409,2   1824,7   2275,8   2856,8   102,7
% к ВВП 4,6 5,2 5,7 6,4  
Государственный внешний долг млрд. руб.   1208,4   1132,4   1164,5   1232,9   2,0
% к ВВП 3,9 3,2 2,9 2,8  

 

 

Динамика и структура внутреннего долга

 

На 01.01.2008г закон

На 01.01.2009 проект

На 01.01.2010 проект

На 01.01.2011 проект

  млрд. руб. структура(%) млрд. руб. структура(%) млрд. руб. структура(%) млрд. руб. структура(%)
Гос долг всего: в т.ч.     1363,3     100     1824,7     100     2275,8     100     2856,8     100
Гос ценные бумаги РФ     1244,7     91,3     1681,3     92,1     2079,8     91,4     2618,2     91,7  
Гос гарантии 113,6 8,3 137,8 7,6 190,1 8,3 232,5 8,1
Прочая задолженность   5,0   0,4   5,6   0,3   5,9   0,3   6,1   0,2
                 

 

Динамика объемов и структуры внешнего долга

 

На 01.01.2008г закон

На 01.01.2009 проект

На 01.01.2010 проект

На 01.01.2011 проект

  млрд. долл. США структура(%) млрд. долл. США структура(%) млрд. долл. США структура(%) млрд. долл. США структура(%)
Гос внешний долг всего 46,7 100 43,3 100 43,9 100 45,00 100
Кредиты ин гос.,МФО 11,0 23,6 10,3 23,8 9,1 20,7 7,9 17,6
Гос ценные бумаги РФ номинированные в ин. Валюте   32,8   70,2   29,5   68,1   28,0   63,8   26,7   59,3
Гос гарантии в ин валюте 2,9 6,2 3,5 8,1 6,8 15,5 10,4 23,1

 

Практикум

Условие задачи

Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?

2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства?

3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

 

Решение

1. Сумма долга возрастет на 300 млн долл.

2. Налоги на граждан страны не увеличатся, т.к. ежегодный рост ВВП от реализации инвестиционного проекта составит 30 млн долл., а проценты по займу:  

            300 млн долл.* 5%   = 15 млн долл., т.е. на 15 млн долл.

                          100%             

меньше (30-15 = 15млн долл.).

3. Учитывая, что ежегодно страна может уплачивать 15 млн долл. в счет погашения долга, он может быть полностью погашен за

 

             300 млн долл.    =   20 лет

               15 млн долл.

 

 Ответ

1. возрастет;

2. не увеличатся;

3. 20 лет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНЕ

В своей работе я показала основные теоретические моменты теории государственного долга и постаралась отразить основные черты этих проблем применительно к российским условиям. Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспортоориентированных производств, в основном, связанных с нефтедобычей.

Стихийно формирующаяся открытая экономика России в первой половине 90-х годов была близка к распахнутости и анархичности. Ее «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации и «шоковой» либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйстве связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения эффекта от процессов глобализации мировой экономики.

При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом.

Непродуманная система мероприятий по интеграции российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-экономической мощи России и увеличением притока ее товаров на западные рынки промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Экономическая теория: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

2.  Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.// «Внешняя торговля», 1994.

3. Хейфец Б. «О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами». // Экономист 2001.

4. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2000.

5. Борисов С.М. Новое о внешнем доге России// Деньги и кредит 2008 №8

6. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга\Газета «КоммерсантЪ»№59 6 апреля 2005 года.

7. Российская газета. 2002. 9 января.

8. Маковская Е. «Искусство вылезать из петли».//»Эксперт» 1997 №39.

9. Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в Российской экономике //Вопросы экономики. — 1996.

10. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. – 2005. - № 5.

11. Экономика и жизнь. 1997. №39.

12. Вавилов А. В неоправданном долгу // Деньги. №17 (270), 3 мая 2005 года

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: