В целом картина регионального развития на Дальнем Востоке является весьма неустойчивой. Постоянно меняются стратегические ориентиры, направления развития, тенденции. Такое состояние вполне закономерно. Оно объясняется не только различиями в экономическом, социальном, политическом развитии дальневосточных субъектов Российской Федерации, но и степенью их приспособляемости к новым рыночным отношениям, отсутствием прежней государственной поддержки, особенностями региональной стратегии развития территорий, “сильной” или “слабой” властью на местах, отношениями субъектов Российской Федерации с федеральным Центром, друг с другом и зарубежными соседями.
Сохраняющаяся ярко выраженная асимметрия в региональном развитии выступает существенным фактором ослабления социально-экономического развития Российской Федерации в целом и на Дальнем Востоке, в частности.
В то же время особенность дальневосточных субъектов Российской Федерации заключается в том, что они удалены от Центра России. Это позволяет выделить их в так называемые “отдаленные регионы”. Специфика отдаленных регионов общеизвестна: малонаселенность, отток населения в более благоприятные по климату районы страны, большой удельный вес федеральной собственности в силу их стратегического положения и наличия разнообразных природных ресурсов, преобладание добывающих, сырьевых отраслей промышленности, сезонная и структурная безработица, высокая себестоимость производимой продукции из-за транспортных и энергетических расходов, экономическая ориентация на близлежащие зарубежные государства и т.д.
Открытие границы, развитие приграничной торговли, создание совместных предприятий и налаживание прямых связей с соседними государствами также обусловили значительные изменения в экономике Дальнего Востока, паспортно-визовом режиме, налоговом, инвестиционном и таможенном законодательстве. Произошли изменения и в политике федерального Центра по отношению к этим регионам, который предоставил местным властям значительные полномочия для ведения самостоятельной политики во внешнеэкономической и гуманитарной сферах.
Совет Безопасности Российской Федерации на своем выездном заседании рассмотрел вопросы обеспечения национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе. Были сформулированы основные проблемы региона, представляющие угрозы национальной и региональной безопасности:
разбалансированность экономики (ее сырьевая направленность);
нерациональное использование природных ресурсов;
демографические, инфраструктурные, миграционные, экологические проблемы, которые приводят к напряженности в социальной сфере;
попытки криминальных структур непосредственно влиять на развитие наиболее эффективных отраслей экономики;
развитие транснациональной преступности и международного терроризма;
контрабанда биоресурсов и сырья, промышленных товаров;
наличие наркотрафиков;
внешнеполитические факторы (большая протяженность морских и сухопутных границ, требующая повышенных мер обеспечения безопасности; территориальные притязания соседних государств; так называемые отложенные региональные конфликты; недостаточно развитые внешнеэкономические связи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР));
боеспособность и боеготовность Тихоокеанского флота, частей и подразделений Дальневосточного военного округа.
Данные проблемы по-прежнему остаются актуальными для обеспечения безопасности России на Дальнем Востоке (ДВ) и самого региона. Но спустя три года они получили новое наполнение, появились новые факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие социально-экономической, политической ситуации в регионе, обеспечение национальной безопасности.