Рекомендации по увеличению уровня оплаты труда

 

Как представляется, исправить данное положение возможно, лишь при комплексном подходе к решению проблемы.

Для этого необходимо принятие неотложных мер на федеральном, региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях.

1. На федеральном уровне необходимо скорейшее принятие федерального закона устанавливающего МРОТ не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Обязанность государства устанавливать МРОТ вытекает из Конституции РФ, в которой закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ (ст. 7). МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Установление МРОТ не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК РФ в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек.

Порядок установления минимальной заработной платы приводится в ст. 133 ТК РФ. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Размер минимальной заработной платы (ставка, оклад) применяется в качестве исходной базы при определении размеров ставок (окладов) квалифицированных работников.

В целом МРОТ, установленный федеральным законом, в неизменном виде определяет уровень заработной платы в основном работников бюджетных организаций, и обеспечивается: - в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов.

Обратим внимание на следующее. Положение абз. 1 ст. 133 в части, устанавливающей МРОТ не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, еще не применялся. Дело в том, что согласно ст. 421 ТК РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом, который до сих пор не был принят.

В то же время законодательно не запрещена индексация МРОТ в порядке договорного регулирования. Воспользовавшись такими правами, представители работников многих отраслей при заключении отраслевых соглашений предусмотрели в них минимальные тарифные ставки, значительно превышающие размер МРОТ. Так, в соглашении горно-металлургического комплекса на 2002 г. была предусмотрена минимальная тарифная ставка в размере не менее 0,85 величины прожиточного минимума трудоспособных граждан в соответствующем субъекте РФ. [15].

На уровне субъектов РФ так же принимались законодательные акты, согласно которым значительно повышалась минимальная заработная плата. Так, Волгоградской областной Думой в 2000 г. был принят Закон, согласно которому размер минимальной заработной платы устанавливается в определенном соотношении к прожиточному минимуму. Это соотношение растет по годам в пользу минимальной заработной платы. Первоначально, в 2000 г. это соотношение составляло 0,7. То есть размер минимальной заработной платы не должен был составлять менее 70% прожиточного минимума. В 2002 г. это соотношение составило уже 1,2. В результате рост заработной платы в области составил по отношению к предыдущему году - 37%, а количество граждан с доходами 2 тысячи рублей в месяц на человека возросло на 439 тысяч. [16. стр. 291.].

Но в большинстве регионов размер прожиточного минимума, превышает размер установленной МРОТ (Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен с 1 мая 2006 года в сумме 1100 рублей в месяц) в 2,5 – 4 раза. Ликвидировать этот разрыв, а следовательно увеличить уровень оплаты труда в первую очередь работников бюджетной сферы, в том числе и работников физической культуры, возможно путем принятия выше упомянутого федерального закона.

2. Для разрешения выше обозначенной проблемы необходимо так же принимать меры на региональном и муниципальном уровнях.

Для улучшения благосостояния всех работников бюджетной сферы в Омской области, необходимо воспользоваться опытом Волгоградской областной Думы (выше приведенный пример).

Для повышения уровня оплаты труда именно работникам физической культуры и спорта, в г. Омске необходимо принятие нормативного акта «Об установлении надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) специалистам физкультурно-спортивных организаций», распространяющего действие на всех работников организаций данной отрасли, финансирование, которых осуществляется из муниципального бюджета.

На данный момент действует Постановление Мэра города Омска
от 12 апреля 2004 г. N 126-п "Об установлении надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) инструкторов-методистов муниципального учреждения "Спортсервис" и инструкторов по физической культуре муниципальных социальных центров для молодежи". [8].

Данное постановление определяет основания, порядок и условия выплаты надбавок к должностным окладам (тарифным ставкам) стимулирующего характера, и распространяется лишь на инструкторов-методистов униципального учреждения "Спортсервис" и инструкторов по физической культуре муниципальных социальных центров для молодежи.

Надбавки устанавливаются в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности согласно штатному расписанию, за фактически отработанное время, с учетом районного коэффициента и ограничиваются следующими размерами:

- инструкторам-методистам муниципального учреждения "Спортсервис" - 100 процентов;

- инструкторам по физической культуре муниципальных социальных центров для молодежи - 50 процентов.

Надбавки устанавливаются ежеквартально и выплачиваются одновременно с выплатой заработной платы указанным категориям работникам, в соответствии с заявками на финансирование. Источником выплаты надбавок являются ассигнования, предусмотренные в бюджете города по разделу 1703 "Физическая культура и спорт".

Таким образом, в данный момент Администрация города Омска избирательно стимулирует финансами сотрудников отдельно взятых спортивных организаций, не заслужено обделяя вниманием сотрудников других муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

Между тем, согласно пункта 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) -«Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд». [2].

Как представляется, Администрации г. Омска, необходимо действовать, по примеру Правительства Омской области.

Так, Постановлением Правительства Омской области от 19 января 2005 г. N 6-п "О тарифной системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета", устанавливаются увеличенные на 25 процентов тарифные ставки (оклады) различным категориям работников организаций, расположенных в сельских поселениях и финансируемых из областного бюджета, в том числе и специалистам физкультурно-спортивных организаций. [7].

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: