Опережающее развитие экономики на основе инновационных подходов

В рамках реализации среднесрочных и долгосрочных региональных целевых программ предполагается:

· обеспечение высокой динамики роста в базовых секторах экономики и расширение их спектра за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины;

· создание долгосрочных конкурентных преимуществ за счет "экономики знаний" и формирования условий для появления новых инновационных технологий и предприятий (включая малые);

· развитие потенциала территории, развитого и емкого внутреннего рынка, транспортной сети и другой инфраструктуры.

Развитие гражданского общества будет основано на развитии принципа субсидарности, т.е. взаимном доверии и ответственности структур власти, общества и бизнеса. Снизится социальная напряженность в обществе.

Правительство области будет реализовывать политику, ориентированную на развитие демократических институтов, расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективного государственного управления, поддержание социальной справедливости.

Будет создана единая система правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающая интересы всех граждан, проживающих на территории области. Это будет реализовано за счет формирования условий для возможности граждан ориентироваться в основных вопросах права, за счет повышения активности и заинтересованности граждан в получении правовых знаний, навыков.

Составленный прогноз отражает ситуации, возникающие при реализации инерционного (пессимистического) и активного (оптимистического) вариантов сценария инновационного развития Пензенской области. [2]

Общая структура механизма экономического роста региона представлена на рисунке 7.

Рис. 7. Механизм роста экономики Пензенской области [1]

В первой редакции предполагается, что реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в периоде 2007-2015 (9 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 6,8 процента, а в 2016-2021 (6 лет) – 5,3 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста составили бы в 2007-2015 гг. 5,4 процента, а в 2016-2021 гг. – 3,9 процента. (рис. 7) [1]

Во второй редакции реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в период 2007 - 2015 годов (9 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 6,6 процента, а в 2016 - 2021 годах (6 лет) - 6,1 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить в 2007 - 2015 годах 5,5 процента, а в 2016 - 2021 годах - 4,4 процента. [2]

Динамика доходов населения будет постепенно снижаться, но в 2014-2016 гг. произойдет новый рост в результате масштабного сокращения численности трудоспособного населения и роста дефицита трудовых ресурсов. В целом, в рамках активного варианта сценария средний темп роста в 2007-2021 гг. составит 15,4% (без учета инфляций). В инерционном варианте – 13,1%. (рис. 8) – в первой редакции. [1]

Темп роста реальных доходов населения после спада в 2009 году будет постепенно увеличиваться, а с 2014 года (с 2016 по активному сценарию развития) - медленно снижаться – во второй редакции.[2]

Рис. 8. Прогноз динамики доходов населения Пензенской области до 2021г. (%) [1]

В первой редакции рост доходов населения к 2021г. при активном сценарии составит 8,5 раз, а при инерционном – 6,3 раза (рост реальных доходов будет существенно ниже ввиду инфляции).[1]

Во второй редакции рост реальных доходов населения к 2021 году при активном сценарии составит 3,2 раза, а при инерционном - 2,3 раза.

Динамика численности населения области лишь отчасти зависит от ситуации в экономике и носит многофакторный характер. С точки зрения прогнозирования основных вопросов два: будет ли иметь место приток населения из-за пределов области и удастся ли обеспечить достаточно высокую рождаемость в перспективе 5-7 лет для того, что бы воспроизвести «высокую» демографическую волну. Ответ на первый вопрос лежит за пределами Стратегии, поэтому при прогнозе численности населения исключен фактор миграционного притока/оттока. В случае реализации активного сценария развития области есть надежные предпосылки для выхода региона на высокую положительную динамику численности уже к 2014-15 гг. и возвращение к 2025г. к уровню численности на 2005 г. В случае инерционного варианта Пензенскую область с высокой вероятностью ждет существенное снижение численности населения (практически на 100 тыс. к 2025 г.), не смотря на постепенный рост населения после 2015 г.

Рис. 9. Прогноз численности населения Пензенской области до 2025 г. [2]

В таблицах 5, 6 приведены основные параметры активного и инерционного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) – первая редакция.

 

Таблица 5. – Основные параметры активного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) [1]

Таблица 6. – Основные параметры инерционного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) [1]

В таблицах 7, 8 приведены основные параметры активного и инерционного варианта сценария инновационного развития Пензенской области в процентах к уровню 2006 года – вторая редакция.

Таблица 7. – Основные параметры активного варианта сценария

инновационного развития Пензенской области в процентах

к уровню 2006 года [2]

Показатель      Единица измерения  2007 2010 2015 2021
ВРП                   % к уровню 2006 года 116,2 124,1 175,7 250,3
Промышленное     производство          % к уровню 2006 года 121,9 127,5 188,1 281,5
Сельское хозяйство    % к уровню 2006 года 104,1 123,9 174,1 231,1
Инвестиции в основной капитал               % к уровню 2006 года 130,1 123,5 187,9 472,0
Реальные денежные доходы                % к уровню 2006 года 127,6 130,8 190,7 315,7

 

Таблица 8. – Основные параметры инерционного варианта сценария

инновационного развития Пензенской области в процентах

к уровню 2006 года [2]

 

Показатель      Единица измерения  2007 2010 2015 2021
ВРП                   % к уровню 2006 года 116,2 122,3 160,1 207,7
Промышленное     производство          % к уровню 2006 года 121,9 126,1 167,3 219,1
Сельское хозяйство    % к уровню 2006 года 104,1 121,5 153,0 182,4
Инвестиции в основной капитал               % к уровню 2006 года 130,1 116,2 138,6 232,4
Реальные денежные доходы                % к уровню 2006 года 127,6 129,9 171,2 226,4

 

Новая редакция Стратегии представляет собой продолжение действия старой Стратегии. Ключевые моменты – миссия региона, направление развития, стратегические цели и базовые элементы - остались прежними, но они расширены и конкретизированы. [22]

Были актуализированы направления инновационного развития экономики области. Если в первой редакции стратегии была поставлена цель: повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, то уже во второй редакции цель звучит по другому: повышение темпов экономического роста до уровня среднероссийских. Такую корректировку внесли из-за негативных последствий в российской экономике, которые вызвал мировой финансовый кризис.

Новая редакция стратегии называет «характерными особенностями экономического и социального развития» Пензенской области: умеренные темпы роста основных показателей, стабильный средний уровень урбанизации, индустриальную экономику как основу хозяйственной специализации, постепенное сокращение численности населения.

В проекте Стратегии заявляется, что область имеет высокий уровень оснащенности основными инженерными инфраструктурами. Что социальная сфера рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по подготовке рабочей силы, здравоохранению и социальному обеспечению. Что налоговые платежи обеспечивают 49% доходов бюджета области. И что в их структуре доминирует обрабатывающая промышленность. В проекте отмечено также, что областью накоплен значительный культурно-исторический потенциал и что экологическая ситуация влияет на здоровье население и снижает качество жизни. [22]

Таким образом, стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Пензенской области. Реализация стратегии позволит повысить качество жизни населения в Пензенской области.

 


Заключение

 

В результате можно сделать вывод, что повышение качества жизни в муниципальных образованиях является главной задачей органов местного самоуправления.

Результаты исследований качества жизни населения муниципального образования дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях РФ предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения муниципального образования.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

 

 


Список использованных источников информации

 

1. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)

2. Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1367-ЗПО «О стратегии социально-экономического развития пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» (в ред. Закона Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1753-ЗПО)

3. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000г. – 118с.

4. Васильев А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. – М.: Стандарты и качество, 2003г. – 440с.

5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: «Маркетинг», 2002г. – 315с.

6. Когут А. Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб.: ЮНИТИ, 2001г. – 352с.

7. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. – М.: Гардарики, 2006г. – 223 с.

8. Демографический ежегодник России / Под ред. Суринова А.Е.- М.: Росстат, 2009г. - 525с.

9. Пензенская область 2009. Статистический справочник / Под ред. Шеменёва С.А. и Уханова М.А. – Пенза: Пензастат, 2010г. – 47с.

10. Социальная статистика / Под ред. Елисеевой И.И. - М.: Росстат, 1997г. – 268с.

11. Стратегический менеджмент / Под ред. Калюжный И.П. М., 2000г. – 111с.

12. Алферова М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения // Технологии качества жизни. – 2002г. - №2. – С. 1-10.

13. Бобков В.Н. Социальная дифференциация: новый ракурс // Человек и труд. – 2007 - № 5-6. – С. 3-5

14. Ведерникова А.А. Повышение качества жизни населения как приоритетная задача социального управления // Качество жизни россиян в современных условиях. – 2009г. - №3. – С. 169-171

15. Газизуллин Н.Ф. Оценка качества жизни населения муниципального образования // Проблемы современной экономики. – 2009г. - № 3 (27). – С. 18-21

16. Гольцман С.Н. Качество жизни: десятка лучших регионов // Московская правда. – 2006г. - № 259. – С. 10-12

17. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения.// Вопросы статистики. – 2009г. - № 6. - С. 3.

18. Клавдиенко В.И. Государственное регулирование в экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2007г. - №6. – С.6-7

19. Корнеев А. В. Слагаемые качества жизни // Социальное партнерство. – 2006г. - №3. – С. 12-14

20. Рубин Я.И. Российские учёные за справедливый строй // Знание-власть. – 2003г. - №11. – С. 2-4.

21. Корчагин Ю.С.Человеческий потенциал и качество жизни в России // Parere.ru – http://parere.ru/strategy/print/358

22. Лакодин В.Компромисс между наукой и политикой // "Улица Московская

http://www.ym-penza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1240:--&catid=43:-&Itemid=34

23. Подузов А.А. Концепция уровня жизни: очерк современных представлений // Экономический портал. –

http://institutiones.com/general/1773-koncepciya-urovnya-zhizni.html

24. Ткачев А.Н. Качество жизни населения, как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации // Научный электронный журнал КубГАУ № 02(4), 2004 –

http://ej.kubagro.ru/2004/02/14/p14.asp

25. Губернатор Пензенской области В.Бочкарев: "Регион стремится к достойному уровню жизни населения через развитие полноценной экономики" // Пензенский деловой портал –

http://www.penza-job.ru/actual/4129.html

26. За 6 месяцев 2010 года в Пензенской области создано более 32 тыс. рабочих мест // PenzaNews – http://penzanews.ru/content/view/17926/29/

27. По качеству жизни Пензенская область среди регионов России на 24 месте// Официальный портал Правительства Пензенской области – http://www.penza.ru/press/chronicle/ah19102010bk0025

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: