В рамках реализации среднесрочных и долгосрочных региональных целевых программ предполагается:
· обеспечение высокой динамики роста в базовых секторах экономики и расширение их спектра за счет развития индустрии строительных материалов и комплекса глубокой переработки древесины;
· создание долгосрочных конкурентных преимуществ за счет "экономики знаний" и формирования условий для появления новых инновационных технологий и предприятий (включая малые);
· развитие потенциала территории, развитого и емкого внутреннего рынка, транспортной сети и другой инфраструктуры.
Развитие гражданского общества будет основано на развитии принципа субсидарности, т.е. взаимном доверии и ответственности структур власти, общества и бизнеса. Снизится социальная напряженность в обществе.
Правительство области будет реализовывать политику, ориентированную на развитие демократических институтов, расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективного государственного управления, поддержание социальной справедливости.
Будет создана единая система правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающая интересы всех граждан, проживающих на территории области. Это будет реализовано за счет формирования условий для возможности граждан ориентироваться в основных вопросах права, за счет повышения активности и заинтересованности граждан в получении правовых знаний, навыков.
Составленный прогноз отражает ситуации, возникающие при реализации инерционного (пессимистического) и активного (оптимистического) вариантов сценария инновационного развития Пензенской области. [2]
Общая структура механизма экономического роста региона представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Механизм роста экономики Пензенской области [1]
В первой редакции предполагается, что реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в периоде 2007-2015 (9 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 6,8 процента, а в 2016-2021 (6 лет) – 5,3 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста составили бы в 2007-2015 гг. 5,4 процента, а в 2016-2021 гг. – 3,9 процента. (рис. 7) [1]
Во второй редакции реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в период 2007 - 2015 годов (9 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 6,6 процента, а в 2016 - 2021 годах (6 лет) - 6,1 процента, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить в 2007 - 2015 годах 5,5 процента, а в 2016 - 2021 годах - 4,4 процента. [2]
Динамика доходов населения будет постепенно снижаться, но в 2014-2016 гг. произойдет новый рост в результате масштабного сокращения численности трудоспособного населения и роста дефицита трудовых ресурсов. В целом, в рамках активного варианта сценария средний темп роста в 2007-2021 гг. составит 15,4% (без учета инфляций). В инерционном варианте – 13,1%. (рис. 8) – в первой редакции. [1]
Темп роста реальных доходов населения после спада в 2009 году будет постепенно увеличиваться, а с 2014 года (с 2016 по активному сценарию развития) - медленно снижаться – во второй редакции.[2]
Рис. 8. Прогноз динамики доходов населения Пензенской области до 2021г. (%) [1]
В первой редакции рост доходов населения к 2021г. при активном сценарии составит 8,5 раз, а при инерционном – 6,3 раза (рост реальных доходов будет существенно ниже ввиду инфляции).[1]
Во второй редакции рост реальных доходов населения к 2021 году при активном сценарии составит 3,2 раза, а при инерционном - 2,3 раза.
Динамика численности населения области лишь отчасти зависит от ситуации в экономике и носит многофакторный характер. С точки зрения прогнозирования основных вопросов два: будет ли иметь место приток населения из-за пределов области и удастся ли обеспечить достаточно высокую рождаемость в перспективе 5-7 лет для того, что бы воспроизвести «высокую» демографическую волну. Ответ на первый вопрос лежит за пределами Стратегии, поэтому при прогнозе численности населения исключен фактор миграционного притока/оттока. В случае реализации активного сценария развития области есть надежные предпосылки для выхода региона на высокую положительную динамику численности уже к 2014-15 гг. и возвращение к 2025г. к уровню численности на 2005 г. В случае инерционного варианта Пензенскую область с высокой вероятностью ждет существенное снижение численности населения (практически на 100 тыс. к 2025 г.), не смотря на постепенный рост населения после 2015 г.
Рис. 9. Прогноз численности населения Пензенской области до 2025 г. [2]
В таблицах 5, 6 приведены основные параметры активного и инерционного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) – первая редакция.
Таблица 5. – Основные параметры активного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) [1]
Таблица 6. – Основные параметры инерционного варианта базового сценария развития Пензенской области (2006-2020 гг.) [1]
В таблицах 7, 8 приведены основные параметры активного и инерционного варианта сценария инновационного развития Пензенской области в процентах к уровню 2006 года – вторая редакция.
Таблица 7. – Основные параметры активного варианта сценария
инновационного развития Пензенской области в процентах
к уровню 2006 года [2]
Показатель | Единица измерения | 2007 | 2010 | 2015 | 2021 |
ВРП | % к уровню 2006 года | 116,2 | 124,1 | 175,7 | 250,3 |
Промышленное производство | % к уровню 2006 года | 121,9 | 127,5 | 188,1 | 281,5 |
Сельское хозяйство | % к уровню 2006 года | 104,1 | 123,9 | 174,1 | 231,1 |
Инвестиции в основной капитал | % к уровню 2006 года | 130,1 | 123,5 | 187,9 | 472,0 |
Реальные денежные доходы | % к уровню 2006 года | 127,6 | 130,8 | 190,7 | 315,7 |
Таблица 8. – Основные параметры инерционного варианта сценария
инновационного развития Пензенской области в процентах
к уровню 2006 года [2]
Показатель | Единица измерения | 2007 | 2010 | 2015 | 2021 |
ВРП | % к уровню 2006 года | 116,2 | 122,3 | 160,1 | 207,7 |
Промышленное производство | % к уровню 2006 года | 121,9 | 126,1 | 167,3 | 219,1 |
Сельское хозяйство | % к уровню 2006 года | 104,1 | 121,5 | 153,0 | 182,4 |
Инвестиции в основной капитал | % к уровню 2006 года | 130,1 | 116,2 | 138,6 | 232,4 |
Реальные денежные доходы | % к уровню 2006 года | 127,6 | 129,9 | 171,2 | 226,4 |
Новая редакция Стратегии представляет собой продолжение действия старой Стратегии. Ключевые моменты – миссия региона, направление развития, стратегические цели и базовые элементы - остались прежними, но они расширены и конкретизированы. [22]
Были актуализированы направления инновационного развития экономики области. Если в первой редакции стратегии была поставлена цель: повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, то уже во второй редакции цель звучит по другому: повышение темпов экономического роста до уровня среднероссийских. Такую корректировку внесли из-за негативных последствий в российской экономике, которые вызвал мировой финансовый кризис.
Новая редакция стратегии называет «характерными особенностями экономического и социального развития» Пензенской области: умеренные темпы роста основных показателей, стабильный средний уровень урбанизации, индустриальную экономику как основу хозяйственной специализации, постепенное сокращение численности населения.
В проекте Стратегии заявляется, что область имеет высокий уровень оснащенности основными инженерными инфраструктурами. Что социальная сфера рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по подготовке рабочей силы, здравоохранению и социальному обеспечению. Что налоговые платежи обеспечивают 49% доходов бюджета области. И что в их структуре доминирует обрабатывающая промышленность. В проекте отмечено также, что областью накоплен значительный культурно-исторический потенциал и что экологическая ситуация влияет на здоровье население и снижает качество жизни. [22]
Таким образом, стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Пензенской области. Реализация стратегии позволит повысить качество жизни населения в Пензенской области.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что повышение качества жизни в муниципальных образованиях является главной задачей органов местного самоуправления.
Результаты исследований качества жизни населения муниципального образования дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях РФ предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения муниципального образования.
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.
Список использованных источников информации
1. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)
2. Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1367-ЗПО «О стратегии социально-экономического развития пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» (в ред. Закона Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1753-ЗПО)
3. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000г. – 118с.
4. Васильев А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. – М.: Стандарты и качество, 2003г. – 440с.
5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: «Маркетинг», 2002г. – 315с.
6. Когут А. Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб.: ЮНИТИ, 2001г. – 352с.
7. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография. – М.: Гардарики, 2006г. – 223 с.
8. Демографический ежегодник России / Под ред. Суринова А.Е.- М.: Росстат, 2009г. - 525с.
9. Пензенская область 2009. Статистический справочник / Под ред. Шеменёва С.А. и Уханова М.А. – Пенза: Пензастат, 2010г. – 47с.
10. Социальная статистика / Под ред. Елисеевой И.И. - М.: Росстат, 1997г. – 268с.
11. Стратегический менеджмент / Под ред. Калюжный И.П. М., 2000г. – 111с.
12. Алферова М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения // Технологии качества жизни. – 2002г. - №2. – С. 1-10.
13. Бобков В.Н. Социальная дифференциация: новый ракурс // Человек и труд. – 2007 - № 5-6. – С. 3-5
14. Ведерникова А.А. Повышение качества жизни населения как приоритетная задача социального управления // Качество жизни россиян в современных условиях. – 2009г. - №3. – С. 169-171
15. Газизуллин Н.Ф. Оценка качества жизни населения муниципального образования // Проблемы современной экономики. – 2009г. - № 3 (27). – С. 18-21
16. Гольцман С.Н. Качество жизни: десятка лучших регионов // Московская правда. – 2006г. - № 259. – С. 10-12
17. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения.// Вопросы статистики. – 2009г. - № 6. - С. 3.
18. Клавдиенко В.И. Государственное регулирование в экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2007г. - №6. – С.6-7
19. Корнеев А. В. Слагаемые качества жизни // Социальное партнерство. – 2006г. - №3. – С. 12-14
20. Рубин Я.И. Российские учёные за справедливый строй // Знание-власть. – 2003г. - №11. – С. 2-4.
21. Корчагин Ю.С.Человеческий потенциал и качество жизни в России // Parere.ru – http://parere.ru/strategy/print/358
22. Лакодин В.Компромисс между наукой и политикой // "Улица Московская –
http://www.ym-penza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1240:--&catid=43:-&Itemid=34
23. Подузов А.А. Концепция уровня жизни: очерк современных представлений // Экономический портал. –
http://institutiones.com/general/1773-koncepciya-urovnya-zhizni.html
24. Ткачев А.Н. Качество жизни населения, как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации // Научный электронный журнал КубГАУ № 02(4), 2004 –
http://ej.kubagro.ru/2004/02/14/p14.asp
25. Губернатор Пензенской области В.Бочкарев: "Регион стремится к достойному уровню жизни населения через развитие полноценной экономики" // Пензенский деловой портал –
http://www.penza-job.ru/actual/4129.html
26. За 6 месяцев 2010 года в Пензенской области создано более 32 тыс. рабочих мест // PenzaNews – http://penzanews.ru/content/view/17926/29/
27. По качеству жизни Пензенская область среди регионов России на 24 месте// Официальный портал Правительства Пензенской области – http://www.penza.ru/press/chronicle/ah19102010bk0025