Денежно-кредитная политика Национального банка направлена, главным образом, на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.
2008 | 2009 | |
Официальная ставка рефинансирования | 11% | 7% |
Минимальные резервные требования к банкам: · по внутренним обязательствам · по иным обязательствам | 6% 8% | 1,5% 2,5% |
В результате принятия данных мер, а также резкого замедления кредитной активности ситуация с ликвидностью в банках существенно стабилизировалась, и банки располагают достаточными тенговыми средствами, необходимыми для проведения собственной деятельности.
В феврале 2009 осуществлена девальвация тенге на 25 % и был установлен коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колебанием ±3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, которые нарастали в последние месяцы. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 4 февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар.
|
|
Установленный коридор обменного курса является среднесрочным. Это подразумевает, что Национальный банк не собирается его менять в ближайшее время, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. На данный момент уже подготовлен проект Концепции развития финансового сектора на посткризисный период.
Послание главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года. Дорожная карта
Дорожная карта определяет комплекс мер, направленных на обеспечение занятости через создание дополнительных рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, стимулирование деловой активности и создания условий для устойчивого посткризисного развития. Основные цели Дорожной карты таковы:
1. Обеспечение занятости и недопущение существенного роста уровня безработицы;
2. Создание условий для устойчивого посткризисного развития.
Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров (далее – Стратегия) основана на механизме софинансирования из республиканского (1млрд. долл.) и местных бюджетов.
Предварительно объем финансирования Стратегии в разрезе направлений составит:
1. Реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение) – 300 млн. долл.;
2. Ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов – 250 млн. долл.;
3. Ремонт, реконструкция и строительство дорог местного и республиканского значения – 300 млн. долл.;
4. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики – 57 млн. долл.;
5. Финансирование приоритетных социальных проектов в городах, поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах – 246 млн. долл.;
|
|
6. Увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы (увеличен с 4 до 6 месяцев в 2009-2010гг) – будет профинансировано за счет средств Государственного фонда социального страхования;
7. Подготовка и переподготовка кадров – 96 млн. долл.
Дорожная Карта является дополнительным комплексом мер, направленных на поддержание стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых рабочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики созданы около 350 тыс. рабочих мест. При реализации Дорожной карты за счет приоритетного использования товаров и услуг казахстанского производства будут обеспечены заказами отечественные предприятия, в первую очередь, строительного сектора и индустрии строительных материалов. В результате развития секторов экспортной специализации макрорегионов в перспективе будет создано около 500 тысяч рабочих мест, дополнительный прирост ВВП составит порядка 8%. В результате реализации направлений Стратегии будет существенно модернизирована коммунальная и транспортная инфраструктура, произведен капитальный и текущий ремонт школ, больниц и других социальных объектов, что создаст основу для устойчивого посткризисного развития Казахстана и улучшит условия жизни населения.
Выводы
Подводя итоги, можем смело заявить, что финансовая политика проводимая правительством Казахстана на сегодняшний день в достаточной мере отвечает ее текущим потребностям и возможностям. Примерами могут являться различные показатели, результаты проектов, целевых программ, которые были неоднократно приведены в нашей работе. Одним из главных доказательств может служить создание Регионального финансового центра в городе Алма-Аты, что дает огромные перспективы и возможности для дальнейшего развития республики Казахстан.
Еще более многообещающими являются проекты, которые планируется реализовать в ближайшее десятилетие. Особенно интересным кажется создание долгосрочных стратегических программ развития, и соответственно их поэтапной реализации. Здесь мы имеем в виду три основополагающих документа:
1) Стратегия "Казахстан - 2030" на первом этапе
2) Стратегический план – 2010 на втором этапе
3) Стратегический план – 2020 на третьем этапе
Успешная политика в тех или иных сферах дает нам возможность говорить о том, что было бы целесообразно позаимствовать собственно опыт решения определенных проблем. Определенные проекты, программы развития могут быть в принципе применены и в России. Среди таких проектов можем выделить проекты, связанные с современными электронными технологиями.
Можно перенять опыт введения интегрированного таможенного контроля, в соответствии с которым на таможенные органы будут возложены функции по координации действий контролирующих органов на границе, будет действовать комплекс электронного декларирования «Web-декларант».
Достаточно перспективный вариант, внедрение системы электронного обучения в среднем и профессиональном обучении. Классическое образование никогда не теряет свой статус, но классическое образование на основе современных технологий - перспективное направление развития.
Вообще в сфере образования Казахстан реализует стоящие проекты. Для России было бы целесообразно перенять опыт реализации таких стратегических проектов, как внедрение методики подушевого нормативного финансирования. Она позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. Также, в целях повышения доступности платных образовательных услуг можно было бы внедрить механизм государственной образовательной накопительной системы.
|
|
В заключение, России следует разрабатывать и реализовать инновационные проекты в сфере финансовой политики. Но, в то же время, нельзя опираться лишь на собственные силы, есть возможность перенимать опыт зарубежных стран в решении тех или иных задач. Как мы уже показали, есть соответствующий опыт и Республики Казахстан, который мы могли бы позаимствовать. Однако не стоит забывать, что зарубежный опыт не всегда применим в российских реалиях, поэтому следует соответствующим образом проанализировать ситуацию и адаптировать зарубежный опыт в стране.
Список использованной литературы