Меры Национального банка

Денежно-кредитная политика Национального банка направлена, глав­ным образом, на обеспечение стабильности обменного курса тенге и ста­бильности финансового сектора страны.

  2008 2009
Официальная ставка рефинансирова­ния 11% 7%
Минимальные ре­зервные требования к банкам: · по внутренним обязательствам · по иным обяза­тельствам   6% 8%   1,5% 2,5%

В результате принятия данных мер, а также резкого замедления кре­дитной активности ситуация с ликвидностью в банках существенно стабилизировалась, и банки располагают достаточными тенговыми средствами, не­обходимыми для проведения собственной деятельности.

В феврале 2009 осуществлена девальвация тенге на 25 % и был ус­тановлен коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колеба­нием ±3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значи­тельно снизить девальвационные ожидания, которые нарастали в последние месяцы. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 4 февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар.

Установленный коридор обменного курса является среднесрочным. Это подразумевает, что Национальный банк не собирается его менять в бли­жайшее время, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. На данный момент уже подготовлен проект Концепции развития финансового сектора на посткризисный период.

Послание главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года. До­рожная карта

Дорожная карта определяет комплекс мер, направленных на обеспе­чение занятости через создание дополнительных рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, стимулирование деловой активности и создания ус­ловий для устойчивого посткризисного развития. Основные цели Дорожной карты таковы:

1. Обеспечение занятости и недопущение существенного роста уровня безработицы;

2. Создание условий для устойчивого посткризисного развития.

Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров (далее – Стратегия) основана на механизме софинансирования из республиканского (1млрд. долл.) и местных бюджетов.

Предварительно объем финансирования Стратегии в разрезе направле­ний составит:

1. Реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяй­ства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение) – 300 млн. долл.;

2. Ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов – 250 млн. долл.;

3. Ремонт, реконструкция и строительство дорог местного и республи­канского значения – 300 млн. долл.;

4. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики – 57 млн. долл.;

5. Финансирование приоритетных социальных проектов в городах, по­селках, аулах (селах), аульных (сельских) округах – 246 млн. долл.;

6. Увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы (увеличен с 4 до 6 месяцев в 2009-2010гг) – будет профинан­сировано за счет средств Государственного фонда социального страхования;

7. Подготовка и переподготовка кадров – 96 млн. долл.

Дорожная Карта является дополнительным комплексом мер, направ­ленных на поддержание стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых ра­бочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики созданы около 350 тыс. рабочих мест. При реализации Дорожной карты за счет приоритетного использова­ния товаров и услуг казахстанского производства будут обеспечены заказами отечественные предприятия, в первую очередь, строительного сектора и ин­дустрии строительных материалов. В результате развития секторов экспортной специализации макроре­гионов в перспективе будет создано около 500 тысяч рабочих мест, дополни­тельный прирост ВВП составит порядка 8%. В результате реализации направлений Стратегии будет существенно модернизирована коммунальная и транспортная инфраструктура, произведен капитальный и текущий ремонт школ, больниц и других социальных объек­тов, что создаст основу для устойчивого посткризисного развития Казахстана и улучшит условия жизни населения.

Выводы

Подводя итоги, можем смело заявить, что финансовая политика проводимая правительством Казахстана на сегодняшний день в достаточной мере отвечает ее текущим потребностям и возможностям. Примерами могут являться различные показатели, результаты проектов, целевых программ, которые были неоднократно приведены в нашей работе. Одним из главных доказательств может служить создание Регионального финансового центра в городе Алма-Аты, что дает огромные перспективы и возможности для дальнейшего развития республики Казахстан.

Еще более многообещающими являются проекты, которые планируется реализовать в ближайшее десятилетие. Особенно интересным кажется создание долгосрочных стратегических программ развития, и соответственно их поэтапной реализации. Здесь мы имеем в виду три основополагающих документа:

1) Стратегия "Казахстан - 2030" на первом этапе

2) Стратегический план – 2010 на втором этапе

3) Стратегический план – 2020 на третьем этапе

Успешная политика в тех или иных сферах дает нам возможность говорить о том, что было бы целесообразно позаимствовать собственно опыт решения определенных проблем. Определенные проекты, программы развития могут быть в принципе применены и в России. Среди таких проектов можем выделить проекты, связанные с современными электронными технологиями.

Можно перенять опыт введения интегрированного таможенного контроля, в соответствии с которым на таможенные органы будут возложены функции по координации действий контролирующих органов на границе, будет действовать комплекс электронного декларирования «Web-декларант».

Достаточно перспективный вариант, внедрение системы электронного обучения в среднем и профессиональном обучении. Классическое образование никогда не теряет свой статус, но классическое образование на основе современных технологий - перспективное направление развития.

Вообще в сфере образования Казахстан реализует стоящие проекты. Для России было бы целесообразно перенять опыт реализации таких стратегических проектов, как внедрение методики подушевого нормативного финансирования. Она позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. Также, в целях повышения доступности платных образовательных услуг можно было бы внедрить механизм государственной образовательной накопительной системы.

В заключение, России следует разрабатывать и реализовать инновационные проекты в сфере финансовой политики. Но, в то же время, нельзя опираться лишь на собственные силы, есть возможность перенимать опыт зарубежных стран в решении тех или иных задач. Как мы уже показали, есть соответствующий опыт и Республики Казахстан, который мы могли бы позаимствовать. Однако не стоит забывать, что зарубежный опыт не всегда применим в российских реалиях, поэтому следует соответствующим образом проанализировать ситуацию и адаптировать зарубежный опыт в стране.

Список использованной литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: