Психологические характеристики безнадзорных детей и подростков с отклоняющимся поведением

 

При построении стратегии соци­альной работы с детьми необходи­мо исходить из положения о том, что эффективность любого воз­действия - социального, психосо­циального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понима­ния и точного определения особен­ной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с откло­няющимся или противоправным поведением (девиантах и делинк­вентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффек­тивными.

В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подро­стков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.

В наш профессиональный и бытовой обиход прочно вошли такие понятия, как:

а) криминогенная ситуация, способствующая совершению подростками правонарушений в силу ее фактического со­держания;

б)  социально-психологические условия нарушения разви­тия личности;

в) влияние неблагоприятно складывающихся семейных вза­имоотношений.

Когда речь идет о достаточно зрелом психологическом и фи­зическом возрасте, ситуативным факторам действительно при­надлежат вторичные роли, а личностным - доминирующие. Ведь у любого взрослого человека противоправному поведению предшествует отражение объективно складывающейся ситуа­ции в сознании, а потому списывать все на обстоятельства - значит полностью снимать с него ответственность за содеян­ное. В отношении же личности незрелой, не полностью развитой и социализированной, ситуативные факторы играют решаю­щую роль [19, с. 55-56].

Чтобы ответить на вопрос: почему это происходит необходи­мо определить психологические механизмы развития личности и, в частности, природу первичных дефектов, степень их влия­ния на нее, а также складывающиеся взаимосвязи между раз­личными качествами и образующимися при этом характеро­логическими комплексами. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться нор­мально взаимодействовать с ними.

Для подростков особенно значимым является отношение к будущему: представление о «взрослости», о дальнейшей жиз­ни, наличие и степень устойчивости жизненных планов, содер­жание ведущих ценностных ориентации, уровень притязаний в отношении своего будущего и-обоснование настоящего, кото­рые в совокупности определяют систему приспособления под­ростков к окружающей действительности. Все это выступает как внешние показатели сложного процесса владения подрост­ком своим внутренним миром, оформителями его личности, мировоззрения, свидетелями его зрелости или, напротив, ин­фантильности, недоразвития, неготовности к самостоятельно­сти, самоопределению и, как следствие, тревожности в себе, по­тери интереса к повседневным делам и заботам.

За жизненными планами и программами по значимости сле­дуют социальные отношения с родителями, учителями, окружа­ющими взрослыми, наличие признания с их стороны, а особенно со стороны сверстников, степень адаптированности к условиям жизни в человеческом сообществе в широком смысле слова.

И, наконец, последнее - это черты характера и связанные с ними особенности поведения: степень выраженности отдель­ных качеств, наличие агрессивных тенденций при неумении держать себя в руках, владеть собой, особенности акцентуаций характера, наличие внутриличностных конфликтов. Особое внимание в этой связи следует обратить на степень выражен­ности так называемых криминогенных качеств, способствую­щих совершению правонарушений и свидетельствующих о на­личии общих трудностей и отставании в развитии.

К криминогенным качествам относятся:

· высокие, не подкрепленные реальностью притязания, ус­тановка на недостижимость желаемого привычными спо­собами и своими «скромными» силами, которым противо­стоит враждебное окружение;

· деформированная система ценностей;

· хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми;

· изоляция в пределах замкнутой группы, склонной к де-линквентности (совершению преступлений);

· акцентуации характера как показатели недоразвития эмоционально-волевой (регулятивной) сферы личности.

В своем поведении человек всегда следует сложившимся в обществе нормам. Оценивая любого из окружающих людей, каждый из нас более или менее сознательно исходит из этих норм. При этом степень сформированности нравственных или безнравственных, важных или неважных, ценностных или не­значимых качеств и сторон личности неизменно определяет ха­рактер восприятия нами других людей, интерпретацию их внут­реннего мира. А раз так, то зная, как подросток оценивает окружающих, какие личностные качества кажутся ему привле­кательными, а какие нет, можно с большей долей вероятности предположить, как он будет вести себя в той или иной ситуации и строить систему отношений с окружающими.

Исследуя особенности отношений безнадзорных подростков к личностным качествам людей, В. Ф. Матвеев и А. В. Лебедев выделили пять групп по типу дезадаптационных реакций на воздействия окружающей среды:

1) склонные к агрессии;

2) с неоднократными суицидальными попытками в услови­ях психотравматических ситуаций;

3) употребляющие алкоголь;

4) совершающие побеги из дома из-за конфликтов с родите­лями;

5) с ярко выраженными невротическими реакциями в виде истощения, утомления, раздражительности [19, с. 125].

Подростки - представители всех пяти групп, очень высоко оценивали конформные качества других людей. 64,5% подро­стков с агрессивными тенденциями (1-я группа)выбрали в ка­честве наиболее привлекательных категорию агрессивных качеств: жестокость, конфликтность, мстительность и меньше всего - умение держать себя в руках, целеустремленность, са­мообладание. Большое число подростков (2-я группа)выбрали волю, целеустремленность, самоконтроль. 41,8% этих подрост­ков оценивали эти качества как непривлекательные для себя. 38,8% из них дали амбивалентные оценки, свидетельствующие о неопределенности их отношений, как к агрессивным качест­вам людей, так и к тем, кто обладает самоконтролем. Среди под­ростков, склонных к алкоголизму (3-я группа),50% выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность, пас­сивность. Небольшая часть - целеустремленность, волю, уме­ние держать себя в руках, самоконтроль. Они не признали сдержанность, целеустремленность, самообладание. Для подростков, ведущих бродяжнический образ жизни (4-я группа), характерен выбор истеричности, лживости, эгоцентричное, умение про­изводить приятное впечатление, мечтательности. Из подростков с невротическими реакциями (5-я группа)самая незначительная часть выбрала уступчивость, доброжелательность, впечат­лительность, а большая часть - негативные и амбивалентные качества (исследователи предполагают, что это реакции на невротические расстройства). Многие из них выбрали замкну­тость, эмоциональную холодность, сдержанность. Их позитив­ное отношение к замкнутости отражает стремление скрыть от окружающих свою несостоятельность.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что для безнадзорных подростков типичны не криминогенные ка­чества, а дезадаптационность реакций на окружающих, обус­лавливающих трудности общего порядка, причиной которых становятся:

- отсутствие адекватного, четкого представления о своем будущем и содержательных жизненных планов;

- нарушение эмоциональных связей с семьей, лишение эмоциональных контактов с близкими людьми, выража­ющихся в тепле, понимании, принятии со стороны родите­лей, что становится одним из пусковых механизмов делинквентности, безнадзорности, социального сиротства;

- низкий социальный статус (в школе, группе сверстников, в ближайшем окружении);

- наличие внутриличностных конфликтов и конфликтов с окружающими;

- низкий уровень самосознания.

Отличие безнадзорных подростков с общими трудностями и отклонениями в поведении (с неадекватными реакциями на воздействия окружающих) от делинквентных (с криминоген­ными чертами) заключается в отсутствии у первых явно выра­женных патологических отклонений. Их отклонения сводятся к особенностям личностных характеристик и строения мотивационной сферы, которая напрямую связана с представлениями о будущем, жизненными планами и программами поведения собственного «Я».

Несформированность отношения к будущему, свидетельст­вующая о проблемах самоопределения, является общим фоном поведенческих нарушений, но сама по себе она, конечно, не может приводить к развитию крайних форм отклоняющегося поведения и правонарушениям. По данным исследователей  (Н. Толстых и др.), подобное положение характерно для 80% под­ростков. Но вместе с тем оно может быть показателем нарушен­ных семейных отношений и определенных черт характера.

У таких подростков преобладает и мотивация, связанная с личной автономией. В реальной жизни она проявляется в ре­акциях пассивного протеста (эскапизма, ухода от действитель­ности) и реже - эмансипации. В большой степени у них развита мотивация защиты своего «Я». Обычно такие подростки равно­душны к оценкам, которые дают им другие, к их одобрению, уважению, любви. Возможно, именно для компенсации (или потребности выразить, выплеснуть вовне) столь редуцирован­ной потребности они и используют в качестве коммуникативно­го допинга алкоголь, токсические вещества, наркотики, агрес­сию. Феномены «групповой психической зависимости» тоже могут служить компенсаторным способом удовлетворения та­кой потребности.

Что касается мотивации общения, то следует отметить, что в высказываниях таких подростков почти нет положительных оценок любви к ближнему, стремлению к интимной близости и контактам с представителями противоположного пола, что свидетельствует не только об определенном нарушении полоро-левого поведения, но и о своеобразном отделении, диссоциации эмоциональной сферы от собственного «Я», при которой чувства принимают форму «чуждого» объекта.

Особый род подростковой мотивации - это постоянная не­удовлетворенность существующим положением вещей. Под­черкнуто часто они употребляют выражения типа «никогда сно­ва», «как раньше», «в дальнейшем», когда хотят сказать, что не хотят жить «так». Подобная мотивация не наблюдается при нор­мальном развитии и может стать основанием для коррекцион-ной работы. В вербальном, лексическом смысле высказывания аддиктивных подростков отличаются заметным примитивиз­мом и бедностью.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подве­дением их к обдуманному выбору.

Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитив­ной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки безнадзорных под­ростков:

1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевти­ческой, которые: а) открывают возможность формирова­ния в актуальных для всех и каждого жизненных ситуаций получения нового опыта нормальных человеческих взаи­моотношений, стимулируют вновь возникающие концеп­ции «Я», новые модели идентификации; б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, ис­ключающего изоляцию в окружающей среде; защищен­ность от хронического стресса; расширение временных перспектив. Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий - ролевые игры, тренинги и т. п., по­могут получить новый опыт при взаимодействии с окру­жающими путем включения разнообразных ощущений чувств - от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которые под­росткам хорошо знакомы, но и делается попытка проник­нуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

2. Создание в условиях учреждения социального обслужи­вания, занимающегося профилактикой безнадзорности (особенно силами разнополых специалистов), ситуации «замещающей семьи», способной обеспечить модели адек­ватных семейных отношений благодаря развитию реф­лексии у подростка, которому понимающий его взрос­лый помогает осознать свои действия, отвечать за свои поступки, рассказывать другим о себе и своих чувствах и тем самым становиться зрелым человеком.

3. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от груп­повых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирую­щей его, способствующей построению позитивного взаи­модействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

4. Коррекция отношения к будущему за счет профессио­нальной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специа­листа через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, це­ленаправленное упорядочение своей деятельности, опре­деление ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Таким образом, адаптивное поведение способствует приспособлению челове­ка к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней комфортностью. Неадаптивное поведение (активность) направ­лено не только и не столько на самоизменение человека, его внеш­нюю комфортность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внут­ренняя комфортность. Такой ребенок, подросток не идет на по­воду у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптив­ное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится ста­новиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, по­ступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, та­кое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверст­ников, его самовыражению и самоутверждению.

В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведе­ния все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации лич­ности.

Выводы

Оценка любого поведения подра­зумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоня­ющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Основные виды девиантного поведения - это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального пове­дения состоит в том, что соверше­нию преступления предшествует, как правило, какая-то разновид­ность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуаль­ных отношений и пр.

При построении стратегии соци­альной работы с детьми необходи­мо исходить из положения о том, что эффективность любого воз­действия - социального, психосо­циального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понима­ния и точного определения особен­ной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с откло­няющимся или противоправным поведением (девиантах и делинк­вентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффек­тивными.

В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подро­стков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: