При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия - социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.
В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подростков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.
В наш профессиональный и бытовой обиход прочно вошли такие понятия, как:
а) криминогенная ситуация, способствующая совершению подростками правонарушений в силу ее фактического содержания;
|
|
б) социально-психологические условия нарушения развития личности;
в) влияние неблагоприятно складывающихся семейных взаимоотношений.
Когда речь идет о достаточно зрелом психологическом и физическом возрасте, ситуативным факторам действительно принадлежат вторичные роли, а личностным - доминирующие. Ведь у любого взрослого человека противоправному поведению предшествует отражение объективно складывающейся ситуации в сознании, а потому списывать все на обстоятельства - значит полностью снимать с него ответственность за содеянное. В отношении же личности незрелой, не полностью развитой и социализированной, ситуативные факторы играют решающую роль [19, с. 55-56].
Чтобы ответить на вопрос: почему это происходит необходимо определить психологические механизмы развития личности и, в частности, природу первичных дефектов, степень их влияния на нее, а также складывающиеся взаимосвязи между различными качествами и образующимися при этом характерологическими комплексами. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться нормально взаимодействовать с ними.
Для подростков особенно значимым является отношение к будущему: представление о «взрослости», о дальнейшей жизни, наличие и степень устойчивости жизненных планов, содержание ведущих ценностных ориентации, уровень притязаний в отношении своего будущего и-обоснование настоящего, которые в совокупности определяют систему приспособления подростков к окружающей действительности. Все это выступает как внешние показатели сложного процесса владения подростком своим внутренним миром, оформителями его личности, мировоззрения, свидетелями его зрелости или, напротив, инфантильности, недоразвития, неготовности к самостоятельности, самоопределению и, как следствие, тревожности в себе, потери интереса к повседневным делам и заботам.
|
|
За жизненными планами и программами по значимости следуют социальные отношения с родителями, учителями, окружающими взрослыми, наличие признания с их стороны, а особенно со стороны сверстников, степень адаптированности к условиям жизни в человеческом сообществе в широком смысле слова.
И, наконец, последнее - это черты характера и связанные с ними особенности поведения: степень выраженности отдельных качеств, наличие агрессивных тенденций при неумении держать себя в руках, владеть собой, особенности акцентуаций характера, наличие внутриличностных конфликтов. Особое внимание в этой связи следует обратить на степень выраженности так называемых криминогенных качеств, способствующих совершению правонарушений и свидетельствующих о наличии общих трудностей и отставании в развитии.
К криминогенным качествам относятся:
· высокие, не подкрепленные реальностью притязания, установка на недостижимость желаемого привычными способами и своими «скромными» силами, которым противостоит враждебное окружение;
· деформированная система ценностей;
· хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми;
· изоляция в пределах замкнутой группы, склонной к де-линквентности (совершению преступлений);
· акцентуации характера как показатели недоразвития эмоционально-волевой (регулятивной) сферы личности.
В своем поведении человек всегда следует сложившимся в обществе нормам. Оценивая любого из окружающих людей, каждый из нас более или менее сознательно исходит из этих норм. При этом степень сформированности нравственных или безнравственных, важных или неважных, ценностных или незначимых качеств и сторон личности неизменно определяет характер восприятия нами других людей, интерпретацию их внутреннего мира. А раз так, то зная, как подросток оценивает окружающих, какие личностные качества кажутся ему привлекательными, а какие нет, можно с большей долей вероятности предположить, как он будет вести себя в той или иной ситуации и строить систему отношений с окружающими.
Исследуя особенности отношений безнадзорных подростков к личностным качествам людей, В. Ф. Матвеев и А. В. Лебедев выделили пять групп по типу дезадаптационных реакций на воздействия окружающей среды:
1) склонные к агрессии;
2) с неоднократными суицидальными попытками в условиях психотравматических ситуаций;
3) употребляющие алкоголь;
4) совершающие побеги из дома из-за конфликтов с родителями;
5) с ярко выраженными невротическими реакциями в виде истощения, утомления, раздражительности [19, с. 125].
Подростки - представители всех пяти групп, очень высоко оценивали конформные качества других людей. 64,5% подростков с агрессивными тенденциями (1-я группа)выбрали в качестве наиболее привлекательных категорию агрессивных качеств: жестокость, конфликтность, мстительность и меньше всего - умение держать себя в руках, целеустремленность, самообладание. Большое число подростков (2-я группа)выбрали волю, целеустремленность, самоконтроль. 41,8% этих подростков оценивали эти качества как непривлекательные для себя. 38,8% из них дали амбивалентные оценки, свидетельствующие о неопределенности их отношений, как к агрессивным качествам людей, так и к тем, кто обладает самоконтролем. Среди подростков, склонных к алкоголизму (3-я группа),50% выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность, пассивность. Небольшая часть - целеустремленность, волю, умение держать себя в руках, самоконтроль. Они не признали сдержанность, целеустремленность, самообладание. Для подростков, ведущих бродяжнический образ жизни (4-я группа), характерен выбор истеричности, лживости, эгоцентричное, умение производить приятное впечатление, мечтательности. Из подростков с невротическими реакциями (5-я группа)самая незначительная часть выбрала уступчивость, доброжелательность, впечатлительность, а большая часть - негативные и амбивалентные качества (исследователи предполагают, что это реакции на невротические расстройства). Многие из них выбрали замкнутость, эмоциональную холодность, сдержанность. Их позитивное отношение к замкнутости отражает стремление скрыть от окружающих свою несостоятельность.
|
|
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что для безнадзорных подростков типичны не криминогенные качества, а дезадаптационность реакций на окружающих, обуславливающих трудности общего порядка, причиной которых становятся:
- отсутствие адекватного, четкого представления о своем будущем и содержательных жизненных планов;
- нарушение эмоциональных связей с семьей, лишение эмоциональных контактов с близкими людьми, выражающихся в тепле, понимании, принятии со стороны родителей, что становится одним из пусковых механизмов делинквентности, безнадзорности, социального сиротства;
- низкий социальный статус (в школе, группе сверстников, в ближайшем окружении);
- наличие внутриличностных конфликтов и конфликтов с окружающими;
- низкий уровень самосознания.
Отличие безнадзорных подростков с общими трудностями и отклонениями в поведении (с неадекватными реакциями на воздействия окружающих) от делинквентных (с криминогенными чертами) заключается в отсутствии у первых явно выраженных патологических отклонений. Их отклонения сводятся к особенностям личностных характеристик и строения мотивационной сферы, которая напрямую связана с представлениями о будущем, жизненными планами и программами поведения собственного «Я».
|
|
Несформированность отношения к будущему, свидетельствующая о проблемах самоопределения, является общим фоном поведенческих нарушений, но сама по себе она, конечно, не может приводить к развитию крайних форм отклоняющегося поведения и правонарушениям. По данным исследователей (Н. Толстых и др.), подобное положение характерно для 80% подростков. Но вместе с тем оно может быть показателем нарушенных семейных отношений и определенных черт характера.
У таких подростков преобладает и мотивация, связанная с личной автономией. В реальной жизни она проявляется в реакциях пассивного протеста (эскапизма, ухода от действительности) и реже - эмансипации. В большой степени у них развита мотивация защиты своего «Я». Обычно такие подростки равнодушны к оценкам, которые дают им другие, к их одобрению, уважению, любви. Возможно, именно для компенсации (или потребности выразить, выплеснуть вовне) столь редуцированной потребности они и используют в качестве коммуникативного допинга алкоголь, токсические вещества, наркотики, агрессию. Феномены «групповой психической зависимости» тоже могут служить компенсаторным способом удовлетворения такой потребности.
Что касается мотивации общения, то следует отметить, что в высказываниях таких подростков почти нет положительных оценок любви к ближнему, стремлению к интимной близости и контактам с представителями противоположного пола, что свидетельствует не только об определенном нарушении полоро-левого поведения, но и о своеобразном отделении, диссоциации эмоциональной сферы от собственного «Я», при которой чувства принимают форму «чуждого» объекта.
Особый род подростковой мотивации - это постоянная неудовлетворенность существующим положением вещей. Подчеркнуто часто они употребляют выражения типа «никогда снова», «как раньше», «в дальнейшем», когда хотят сказать, что не хотят жить «так». Подобная мотивация не наблюдается при нормальном развитии и может стать основанием для коррекцион-ной работы. В вербальном, лексическом смысле высказывания аддиктивных подростков отличаются заметным примитивизмом и бедностью.
Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору.
Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки безнадзорных подростков:
1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые: а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуаций получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив. Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий - ролевые игры, тренинги и т. п., помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств - от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которые подросткам хорошо знакомы, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.
2. Создание в условиях учреждения социального обслуживания, занимающегося профилактикой безнадзорности (особенно силами разнополых специалистов), ситуации «замещающей семьи», способной обеспечить модели адекватных семейных отношений благодаря развитию рефлексии у подростка, которому понимающий его взрослый помогает осознать свои действия, отвечать за свои поступки, рассказывать другим о себе и своих чувствах и тем самым становиться зрелым человеком.
3. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.
4. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.
Таким образом, адаптивное поведение способствует приспособлению человека к требованиям социальной среды, к предметной и социальной деятельности. Этот вид поведения чаще всего связан с внешней комфортностью. Неадаптивное поведение (активность) направлено не только и не столько на самоизменение человека, его внешнюю комфортность, сколько на преобразование деятельности и отношений. Его результатом преимущественно становится внутренняя комфортность. Такой ребенок, подросток не идет на поводу у обстоятельств, а старается справиться с ними. Неадаптивное поведение не является синонимом отклоняющегося, хотя на каком-то этапе и при каких-то условиях человеку приходится становиться субъектом, имеющим собственное лицо, мнение, поступки и действия. Приводя на первых порах к дезадаптации, такое поведение способствует интеграции ребенка в группе сверстников, его самовыражению и самоутверждению.
В отличие от этого варианта все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.
Выводы
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
Основные виды девиантного поведения - это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.
При построении стратегии социальной работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия - социального, психосоциального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенной личности ребенка. Когда же речь идет о безнадзорных детях или подростках, и тем более с отклоняющимся или противоправным поведением (девиантах и делинквентах), адекватность отражения их личности особенно значима. Психологические черты и свойства этих детей настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективными.
В этой же связи встает вопрос о детерминантах поведения подростков, т. е. о том, что именно больше всего влияет на их поведение собственные ли характерологические и личностные качества или внешние, ситуативные.