Анализ доходов в предприятии за отчетный период

Анализ финансовых результатов деятельности торговой организации начинается с оценки валового дохода. Валовой доход – это совокупность доходов от непосредственной реализации товаров (торговых надбавок), прочей реализации и от внереализационных операций.

Основным источником формирования валового продукта в торговле являются доходы от реализации товаров - это разница между денежной выручкой от реализации и их покупной стоимостью. Они формируются в розничной торговле за счет торговых надбавок.

Чистый доход – это часть доходов от реализации товаров, остающаяся на предприятии после уплаты налога на добавленную стоимость.

Доходы от реализации товаров зависят от степени развитости рынка, объёма продаж, уровня доходности, структуры оборота, уровня цен закупки товаров, инфляции, стандартов качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, уровня издержкоемкости торгового процесса.

Цель анализа доходов кооперативной организации состоит в выявлении резервов повышения доходности.

Доходы являются одним из важнейших показателей деятельности предприятия и характеризуют её деятельности.

Доходы делятся на:

- доходы от обычной деятельности;

- прочие доходы.

Исходя из условий получения и вида доходов и характера своей деятельности торговое предприятие самостоятельно определяет, какие именно доходы будут отнесены к обычным видам деятельности. Доходы от одного и того же вида деятельности для разных предприятий может быть отнесен как к доходам по обычным видам деятельности, так и по прочим доходам. Согласно ПБУ 9/99 «доходами по обычным видам деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг». К бухгалтерскому учету выручка принимается «… в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности…». При этом необходимо учитывать, какие поступления согласно данному ПБУ не признаются доходами.

 

Для предприятия розничной торговли обычным видом деятельности является продажа товара, поэтому основным источником дохода является торговая наценка (валовой доход) или валовая прибыль.

Доход = Выручка(без НДС) – покупная стоимость товара                           (14)

Цель анализа доходов в торговом предприятии - выявление резервов увеличения доходов.

Задачи анализа:

- Оценка динамики доходов;

- Оценка влияния факторов на изменение доходов;

- Изучение структуры доходов;

- Изучение направлений использование доходов.

Информационная база для анализа:

1. План по доходам.

2. Фактические данные по счетам 42, 90, 91 бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

3. Статистическая отчетность 1-ТОРГ и 3- ТОРГ.

Методика анализа доходов в торговле:

1. Определяется плановый и фактический уровень доходности.

А) плановый уровень доходности:

 

,                                                                             (15)

Б) уровень доходов (факт):

,                                                                                   (16)

2. Определяется % выполнения плана по доходам:

 * 100%,                                                                               (17)

3. Определяется динамика (темп роста) доходов:

 * 100%,                                                        (18)

 

4. Определяется абсолютное отклонение доходов (в сумме):

Откл = , (19)

5. Определяется относительное отклонение доходов:

А) по уровню доходности (%)

Откл = Уровень доходов (факт) – Уровень доходов (план),    (20)

Б) по уровню доходности в сумме:

Откл = ,                 (21)

Отклонение:

- если отклонение со знаком «+» -положительно характеризуется деятельность организации;

- если отклонение со знаком «-» - свидетельствует о неэффективности деятельности.

 

6. На изменение суммы доходов влияют следующие факторы:

А)Изменение ОРТ в действующих ценах:

,                               (22)

Б)Изменение ОРТ в сопоставимых ценах:

,                                                                                                                            (23)

В) Изменение цен на товары:

                                      (24)

Г) Изменение уровня доходности:

Д) Изменение размера торговой наценки:

                                                                                                                                                                                                  (26)

Е) Изменение структуры товарооборота:

,                      (27)

7. На основе следующих данных делаются выводы.

8. Разрабатываются рекомендации.

Методику анализа валового дохода рассмотрим на примере ООО «Брянскрегионопт». Источники валового дохода розничной торговли Брянскрегионопт представлены в таблице.

 

Таблица 2 - Анализ доходов по обычным видам деятельности в розничной торговли ООО «Брянскрегионопт» за 2010 год

Показатели

План

Факт

% выполнения плана

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Сумма, руб.

% Сумма, руб. % % Сумма, руб.

Валовая прибыль

36417 17.63 31970 16.76 87.79 -4447 -0.87 -1659.53
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 206552 x 190750 x 92.35 -15802 x x

 

 

Определятся % валовой прибыли по отношению к выручке:

 

1. Определяется плановый и фактический уровень доходности.

А) плановый уровень доходности:

;

Б) уровень доходов (факт):

=16.76%;

2. Определяется % выполнения плана по доходам:

 * 100%= ;

3. Определяется абсолютное отклонение доходов (в сумме):

Откл = тыс. руб.

4. Определяется относительное отклонение доходов:

А) по уровню доходности (%)

Откл = Уровень доходов (факт) – Уровень доходов (план)=16.76 - 17.63=

-0.87%;

Б) по уровню доходности в сумме:

Откл = .

 

 Эффективность любого розничного предприятия, что пояснялось уже ранее, характеризуется получением как можно большим результатом- выручкой, в данном примере по сравнению с прошлым годом мы наблюдаем значительное ее снижение, что конечно же отрицательно характеризует работу ООО «Брянскрегионопт». Поступление выручки по сравнению с прошлым периодом снизилось на 1659.53 руб. Предприятию нужно проанализировать этот факт и найти необходимые решения для устранения этой проблемы.

 

4.2Анализ прочих доходов.

Что касается прочих доходов, то их состав регламентирован в п. 7 ПБУ 9/99:

1. «… поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

2. Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

3. Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

4. Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

5. Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

6. Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

7. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

 

8. Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

9. Поступления в возмещение причиненных организации убытков;

10. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

 

11. Сумма кредиторской и дебиторской депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

12. Курсовые разницы;

13. Сумма дооценки активов;

14. Прочие доходы.

В соответствии со статьей 250 НК в ООО «Брянскрегионопт» прочими доходами признаются:

- полученные материалы при демонтаже и (или) разработке при ликвидации ОС (Дт 10 Кт 99);

-кредиторская задолженность, списанная в связи с истечением срока исковой (трехлетней) давности и (или) по другим основаниям (Дт 60,62 Кт 99);

-излишки ТМЦ, которые выявлены в результате инвентаризации (Дт 01,10,41 Кт 99).

 

Методику анализа прочих доходов  рассмотрим на примере ООО «Брянскрегионопт». Источники прочих доходов розничной торговли Брянскрегионопт представлены в таблице.

 

Таблица 3- Анализ прочих доходов розничной торговли ООО «Брянскрегионопт» за 2010 год.

 

Показатели

План

Факт

% выполнения плана

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Сумма, руб.

% Сумма, руб. % % Сумма, руб.

Аренда

8761 2.24 8194 4.30 93.53 -567 +1.18 +2437.31
Выручка 206552 х 190750 х 92.35 -15802 х х

 

1. Определяется плановый и фактический уровень доходности.

А) плановый уровень доходности:

 

Б) уровень доходов (факт):

=

2. Определяется % выполнения плана по доходам:

 * 100%= =93.53%;

 

3. Определяется абсолютное отклонение доходов (в сумме):

Откл = =8194 – 8761=-567 тыс. руб.

4. Определяется относительное отклонение доходов:

А) по уровню доходности (%)

Откл = Уровень доходов (факт) – Уровень доходов (план)=93.53- 92.35= +1.18%

Б) по уровню доходности в сумме:

Откл = ;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: