Творчество Альбрехта Дюрера

 

Содержание грозной будущей эпохи, её идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера, великого художника – мыслителя Германии. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию законов природы пронизывают его творчество. Взволнованно воспринимая бурные событья современности, Дюрер создавал глубоко национальные типичные образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнениями, волевой энергии и раздумьями. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, гуманитарные науки. Создал трактат “Четыре книги о пропорциях человека 1528 г.”. В своих трактатах Дюрер считал, что в искусстве необходимо опираться на точные научные знания. Дюрер писал портреты, закладывал основу немецкого пейзажа, вкладывал в библейский сюжеты новое жизненное содержание. В его гравюрах - образы крестьян, горожан, рыцарей.

Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса, популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями масс. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. В 1500 г. в творчестве Дюрера произошел перелом: пафос и драматизм ранних работ сменилось уравновешенностью и гармонией.

Изучение произведений Итальянских мастеров повлияло на Дюрера: он вновь обратился к остро индивидуальным образам. В гравюрах на меди “Рыцарь, смерть и дьявол”, “Меланхолия” Дюрер обобщил представления гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. Гравюра “Рыцарь, смерть и дьявол” раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Из сумрачной чащи леса наперерез всаднику скачут призраки – дьявол, смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, о соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. В 20 – е годы XVI в. в творчестве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной эпохи крестьянских войн и реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Его портрет “молодого человека” дает образ яркой волевой личности нового человека эпохи Возрождения.

Творческие искания Дюрера завершили “Четыре апостола”. Дюрер изобразил волевого, мужественного, но мрачного Павла, флегматичного и медлительного Петра, Иоанна и возбужденного Марка. Образы их индивидуальны. В них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой крестьянской войны, которая “пророчески указала на грядущие классовые битвы” (Ф. Энгельс, “Диалектика природы”).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: