Первые слова ребёнка

Первые слова ребенка- это вовсе не те слова, которые мы имеем в виду, когда говорим о лексиконе взрослого[6]. Они относятся не к отдельному объекту, действию или состоянию, а к ситуации, мыслимой как целое. Первые слова фиксируются для того, чтобы накопить побольше фактов, ведь это главное при изучении детской речи, так как оно в основном проводится описательным способом. Ясно, что практически невозможно узнать, сколько слов говорит ребёнок, и какие это слова. Во-первых, сложно понять является ли словом то, что произнес ребёнок, так как это могут быть лишь звуковые сигналы, напоминающие это слово. Во-вторых, у маленьких детей ограничены артикуляторные возможности. В-третьих, иногда дети, употребляя одно слово, подразумевают под ним сразу несколько понятий. Это называется сверхгенерализацией или сверхобобщением. Однако не всегда можно понять, когда оно есть, а когда нет, так как некоторые слова просто похожи по звучанию, а обозначают разные понятия. 

Несмотря на эти трудности, существует классификация детской речи, предложенная американскими ученными в 1992 году. Выглядит она так:

1. ПИ - простые имена, которыми ребенок обозначает ситуации и предметы одновременно.

2. ПОДР - звукоподражания.

3. ЛИ - личные имена.

4. ИНТ - слова, обеспечивающие взаимодействия.

5. ПРОЧ - другие слова

Когда у ребёнка маленький словарный запас, тогда он в основном пользуется ПОДР и ЛИ. А в случае владения большим объёмом слов, у детей преобладают ПИ (простые имена).

Кризис первого года жизни.

Содержание этого кризиса выражается в трех моментах, но мы рассмотрим только тот, который связан с речью ребенка. На первом году жизни ребенка, происходит такой процесс образования речи, при котором нельзя точно сказать является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и её ещё нет.

Существуют несколько теорий, касающихся возникновения речи. Первая из них – теория постепенного возникновения речи на ассоциативной основе. Эта теория уже умерла, но всё же стоит узнать о сделанных ею выводах. Суть ассоциативной теории в том, что связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя членами[7]. Например, ребенку показали и назвали пенал, у ребенка устанавливается связь между названием и внешним видом этого предмета. Когда ребенок в следующий раз услышит слово «пенал», он сможет вспомнить предмет, который связан с услышанными звуками.

Если допустить, что данная теория верна, то можно сделать вывод, что всё развитие детской речи – это развитие словаря, т.е. увеличение и обогащение ассоциативных связей и, что значение слова приобретается раз и навсегда.

Как уже было сказано, данная теория уже не действует, но выводы, сделанные из неё, сохранились и в последующих теориях. Вопрос о развитии значений слов даже не затрагивался в других теориях.

Вторая группа теорий – это теории В. Штерна. Он утверждал, что первое слово является фундаментальным шагом в детском развитии[8]. В этой теории есть несколько положений:

1. Ребёнок узнает, что каждая вещь имеет своё имя и тем самым открывает для себя символизирующую функцию речи (всякую вещь можно обозначить в знаке).

2. Переход ребенка от пассивного к активному увеличению словаря. Ребенок знает столько слов, сколько ему было дано, а потом начинает интересоваться названиями других предметов. Штерн считает, что это детское открытие должно быть названо первым общим понятием ребёнка.

3. У ребёнка появляются первые вопросы о названиях новых вещей («Что это?»).

Выготский приводит несколько причин, по которым данная теория является правильной. Во-первых, все три симптома, названные в теории, позволяют узнать, произошёл фундаментальный перелом в развитии речи ребёнка или нет. Во-вторых, эта теория глубоко освещает акт образования первого детского осмысленного слова, т.е. отрицает ассоциативную связь. Наконец, изменение в развитии речи несёт почти мгновенный характер.

Однако есть и неверные моменты. Например, годовалый ребёнок не на столько интеллектуально развит, чтобы понять, что каждая вещь имеет своё имя. Это понимание, по мнению Выготского, является смыслом речи для взрослого, которым ребёнок в таком возрасте овладеть не может. Во-вторых, ребенок в 1,5 года не делает открытия о логической природе речи, как показывают экспериментальные исследования. Даже большинство школьников не могут отделить имя предмета от его свойств. В-третьих, понятие о речи не выводится самим ребёнком. Представление о нём вырабатывается в процессе речи.

Следующая точка зрения принадлежит Бюлеру. Он называет мгновенное открытие Штерна открытием молекулярной формации (это открытие является результатом микроскопического движения, нарастающего изо дня в день и растянутого на протяжении нескольких месяцев).

Точка зрения А. Валлона. Он, как и Штерн, считает, что ребёнок в этом возрасте делает открытие. Однако, думает, что он открывает не общее понятие, а способ обращения с вещами, т.е. ребёнку открыли возможность наименования вещи, а он затем сам начинает использовать её.

Теория К. Коффки. Для него и для всей структурной психологии, первое открытие ребёнка – это структурный акт. В этот момент ребёнок открывает структуру «вещь-имя».

Все эти три теории более соответствуют фактам, нежели теория Штерна, т.к. они построены на её критике. Однако, у всех присутствует одна и та же ошибка, заключающаяся в том, что ребёнок делает открытие раз и навсегда, т.е. допускается неизменность в возникновении и развитии детских слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: