Основные пути ускоренного развития аквакультуры в России

4.1. Общие подходы и основные принципы стратегического развития

Аквакультура является важнейшим направлением функционирования агропромышленного, рыбохозяйственного и природоохранного комплексов Российской Федерации, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.

Базируясь на комплексном использовании природноресурсного и социального потенциала страны, деятельность аквакультуры направлена на решение следующих важнейших общегосударственных задач:

обеспечение населения продуктами питания животного происхождения;

увеличение трудозанятости населения, особенно в сельской местности и прибрежных территориях;

снижение импортозависимости в поставках продовольствия;

сохранение запасов водных биологических ресурсов и биоразнообразия водных животных и растений в естественной среде обитания.

При положительном решении указанных задач аквакультура будет способствовать социально-экономическому развитию регионов России. Развитие аквакультуры, предусматривающее широкий спектр производства гидробионтов, их переработку и хранение, будет способствовать обеспечению высокой трудозанятости населения, в том числе за счет развития смежных отраслей, повышению доходности семей и, как следствие, улучшению здоровья и качества жизни населения России.

Уровень прогресса этого важного сектора отечественного агропромышленного производства при прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу во многом определяется использованием накопленного мирового и отечественного опыта становления и развития аквакультуры, базовыми принципами которого должны стать:

комплексность решения общегосударственных проблем в обеспечении продовольственной безопасности, доходов от внешней торговли и экономического роста;

инновационное воздействие с множеством дополнительных выгод, а также мотивацией для поиска альтернатив снижающимся уловам при чрезмерной эксплуатации естественных рыбных запасов;

обеспечение инвестиционной привлекательности различных направлений развития аквакультуры в разных регионах страны;

макропрогнозирование с учетом цены продукции, доходов на душу населения, плотности и темпов прироста населения;

установление строгих стандартов и правил, гарантирующих качество и безопасность продукции, а также снижающих вредное влияние производства на социальном и экологическом уровнях;

проведение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации политики, заключающейся в финансировании научных исследований, обеспечении рыбопосадочным материалом и консультационными услугами, предоставлении льготных кредитов, лизингового финансирования, дотаций, ссуд (займов) и других преференций для хозяйств аквакультуры.

4.2. Потенциальные потребности России в пищевых рыбных продуктах

В соответствии с действующим с 2006 г. федеральным законом душевое потребление рыбных продуктов в России установлено на уровне 15, 4 кг в год, в том числе детьми — 14, пенсионерами — 15 и трудоспособным населением — 16 кг в год. Исходя из потребительской корзины, общее количество потребляемой пищевой рыбопродукции в стране в 2006 г. при численности населения 143, 3 млн человек должно быть более 2, 2 млн т. Фактически в 2005 г объем отечественной пищевой рыбной продукции, использованной в России, составил 1, 4-1, 5 млн т. Учитывая, что доля съедобных частей в основном объекте промысла — рыбе составляет не более 60%, поступившая на стол российскому потребителю пищевая рыбная продукция составила 900 тыс. т. Таким образом, дефицит отечественного пищевого рыбного белка составляет 1, 3 млн т, половина которого (0.6 млн т.) покрывается импортными поставками. Если же в основу расчетов принять установленную Российской академией наук рациональную норму потребления рыбопродукции (18, 6 кг на одного человека в год), то дефицит рыбного белка в России без учета импортных поставок составляет более 1, 5 млн т, что, несомненно, отрицательно сказывается на здоровье нации, продуктивной деятельности трудоспособного населения, продолжительности жизни людей в нашей стране.

Важнейшим поставщиком пищевой рыбной продукции в России в среднесрочной перспективе будет оставаться рыболовство. Доля пищевой рыбопродукции в общем вылове при все увеличивающихся объемах промысла малоценных видов рыб к 2020 г. около 2 млн т. При этом дефицит отечественного пищевого рыбного белка даже при прогнозируемом уменьшении численности населения к 2020 г. до 131 млн человек составит более 0, 5 млн т.

Необходимо учитывать также и такой фактор, как значительное улучшение социально-экономического положения России в ближайшее десятилетие, что приведет к увеличению доходов населения и смещению спроса на потребление более ценных в пищевом отношении рыб и море продуктов.

Исходя из общемировых тенденций и современного состояния аквакультуры в нашей стране, можно прогнозировать к 2020 г. производство гидробионтов а аквакультуре на уровне — 410 тыс. т.

Сроки достижения цели во многом будут определяться степенью реализации имеющегося в стране природно-климатического потенциала, уровнем использования инновационных, инвестиционных и социально-экономических факторов, эффективность проявления которых может быть различной. Успешное решение государственных проблем продовольственного обеспечения населения страны и насыщения внутреннего рынка широким ассортиментом рыбопродукции различной стоимости со снижением импортных поставок возможно только при условии ускоренного развития аквакультуры.

5, ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО АКВАКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Развитие аквакультуры в России в долгосрочной перспективе предполагается в два этапа.

Среднесрочный период (до 2012 года), базирующийся на технико-технологической модернизации с двумя взаимно дополняемыми действиями, связанными с реконструкцией существующих производственных мощностей, созданием новых садковых площадей и применением методов интенсификации производственных процессов. Реализация комплекса мероприятий при государственной поддержке различных направлений аквакультуры позволит обеспечить среднегодовые приросты в этом секторе рыбохозяйственного комплекса страны на уровне 11-12% и достигнуть к 2012 г. производства товарной рыбопродукции в объеме 260 тыс. т. На этом этапе вполне обоснованно развивать в равной степени все секторы аквакультуры. Необходимо повысить рыбопродуктивность прудов до 13-13, 5 ц/га за счет внедрения поликультуры, выращивания высокопродуктивных пород и кроссов рыб, удобрения прудов и других методов интенсификации.

Использование в полном объеме имеющихся прудовых площадей позволяет прогнозировать производство прудовой рыбы в количестве 170-175 тыс. т. В индустриальных условиях бассейновых и особенно садковых хозяйств за счет перехода на выращивание новых видов и высокопродуктивных пород лососевых и осетровых рыб может быть обеспечено производство 30-35 тыс. т. Фермерские рыбоводные хозяйства произведут 20-25 тыс. т различных видов рыб, доступных для сельского населения. В условиях пастбищного рыбоводства, развитие которого на первом этапе будет сдерживаться правовыми сложностями выращивания рыбы в естественных водоемах и водохранилищах и ограниченным количеством рыбопосадочного материала, объемы производства составят 10-15 тыс. т.

В течение первого этапа необходимо решить несколько принципиальных вопросов, обеспечивающих создание хорошей материально-технической и кадровой базы для успешного достижения целевых показателей 2020 г.

Основными направлениями деятельности являются:

завершение создания правовой и законодательной базы функционирования предприятий аквакультуры различных форм собственности;

широкомасштабное строительство воспроизводственных комплексов на крупных естественных водоемах и водохранилищах;

подготовка и переподготовка кадров различного управленческого уровня;

протекционистская государственная политика, направленная на поддержку развития аквакультуры в стране.

Для достижения целевых показателей на этапе модернизации необходимы ежегодные средства в сумме 3, 5-4 млрд руб., в том числе из государственного бюджета 1, 8-2 млрд руб. Бюджетные средства в виде прямых инвестиций, льготного кредитования, лизинга и других форм государственной поддержки направляются на строительство рыбопитомников при крупных водоемах, реконструкцию прудовых площадей, в первую очередь зональных рыбопитомников, приобретение техники и оборудования, выращивание и выпуск молоди ценных видов рыб, рыбоводно-мелиоративные работы, противоэпизоотические мероприятия, а также на создание крупных научно-производственных и учебных центров для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их апробации в опытно-промышленных условиях, а также подготовки и переподготовки кадров.

В долгосрочном периоде (2013-2020 гг.) отечественная аквакультура должна развиваться на инновационной основе с эффективным использованием российских и зарубежных научно-технических разработок и передового опыта. Приоритетным направлением в этом периоде является пастбищная аквакультура, на развитие которой практически не оказывают влияния факторы, серьезно лимитирующие функционирование прудового и индустриального рыбоводства: не требуется больших капиталовложений, земельных площадей, водопотребления и огромных затрат искусственных комбикормов. Развитие пойдет за счет массового вселения растительноядных рыб в крупные водоемы центральных и южных регионов страны, а также лососевых и сиговых рыб в водоемы северных зон России. Внедрение в северную аквакультуру современных технологий выращивания сиговых видов рыб позволит получить высококачественную рыбопродукцию в объеме 20 тыс. т. Особую роль в развитии отечественной аквакультуры будет играть фермерское рыбоводство, основными производственными мощностями которого служат пруды, малые водохранилища и небольшие озера, общая площадь которых в России превышает 1 млн га. Широкомасштабное использование в фермерском хозяйстве разработанного в России комплекса интегрированных технологий совместного выращивания рыбы с другими видами сельскохозяйственных животных и растений обеспечит ее производство в хозяйствах этого типа в объеме до 30 тыс. т. При этом существование фермерских хозяйств окажет благоприятное влияние на продуктивность водных и земельных угодий в составе агрогидробиоценозов, решая важные задачи социально-экономического развития сельских территорий.

В прудовом рыбоводстве интенсификация производства будет осуществляться за счет широкомасштабного внедрения высокопродуктивных пород и расширения видового состава рыб — объектов товарного рыбоводства, позволяющих в ресурсосберегающем режиме максимально использовать продукционные возможности прудов. Средняя рыбопродуктивность прудов составит 20 ц/га, что без ввода новых площадей позволит довести объем производства прудовой рыбы до 215 тыс. т.

Улучшение условий жизни и повышение уровня доходов населения России повысят спрос на ценные виды рыб, что будет стимулировать развитие индустриального рыбоводства. За счет массового применения отечественных научно-технических разработок, базирующихся на интенсивных методах выращивания ценных видов лососевых, осетровых и других ценных видов рыб, в условиях садковых и бассейновых хозяйств, а также индустриальных установок с замкнутым циклом водообеспечения можно обеспечить производство 55 тыс. т деликатесной продукции высоких потребительских качеств.

Определенное ускорение получит производство продукции марикультуры как за счет садкового выращивания рыбы, так и внедрения современных методов культивирования моллюсков и беспозвоночных. Прогнозируется, что объем производства продукции марикультуры составит 80 тыс, т.

При таких темпах развития к 2020 г. объемы производства продукции аквакультуры достигнут 410 тыс. т, что в 4 раза больше, чем в настоящее время.

6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Территория Российской Федерации характеризуется огромным разнообразием природно-климатических условий, определяющих особенности организации и ведения аквакультуры в разных регионах страны.

Потенциальные возможности развития аквакультуры в существующих федеральных округах отличаются своей спецификой как по типам предприятий аквакультуры, так и культивируемыми объектами.

Из семи федеральных округов только в трех (Дальневосточном, Южном и Северо-Западном) имеются условия для развития марикультуры.

Приоритетным выращивание морских гидробионтов должно стать в Дальневосточном федеральном округе, чему способствуют как природно-климатические, так и гидрологические условия прибрежных акваторий. Об этом свидетельствует опыт соседних стран — Японии, Кореи и Китая.

В Северо-Западном федеральном округе представляется перспективным ведение холодноводного рыбоводства в озерах, площадь которых в округе превышает 5, 5 млн га. Развиваться аквакультура должна по двум направлениям: пастбищное рыбоводство, базирующееся на выращивании лососевых и сиговых рыб, и садковое форелеводство. Имеющиеся в округе тепловые электростанции дают возможность развивать рыбоводство на подогретых водах, что расширяет видовой ассортимент выращиваемых рыб, а близлежащие крупные мегаполисы позволяют прогнозировать отсутствие проблемы сбыта высокоценной продукции аквакультуры.

Многообразие природно-климатических условий и наличие различных типов рыбохозяйственных водоемов позволяют развивать в Южном федеральном округе все секторы производства продукции в аквакультуре: прудовое рыбоводство, индустриальное рыбоводство на подогретых водах ГРЭС и ТЭЦ и форелеводство в предгорных районах, пастбищное рыбоводство в озерах, лиманах и водохранилищах ирригационного и сельскохозяйственного назначения, а также марикультуру на Азовском, Черном и Каспийском морях. Учитывая наличие в округе большого количества малых водохранилищ и прудовруслового типа, благоприятные климатические условия для развития интегрированных форм рыбоводства, а также жизненный уклад местного населения, можно уверенно прогнозировать широкое развитие фермерского рыбоводства.

Приоритетным направлением развития аквакультуры в Приволжском федеральном округе может стать пастбищное рыбоводство на водохранилищах Волжско-Камского каскада, площадь которых превышает 1, 3 млн га.

Для реализации имеющихся перспектив все существующие производственные мощности окультуренных водоемов должны использоваться для массового выращивания жизнестойкой молоди ценных видов рыб с последующим выпуском ее в водохранилища.

Центральный федеральный округ, являясь наиболее населенным, располагает наименьшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ, в связи с чем приоритетными направлениями развития аквакультуры являются прудовое рыбоводство и индустриальная аквакультура с использованием подогретых вод энергетических объектов. Высокая стоимость земли, воды и значительный спрос на высокоценные рыбные продукты позволяют прогнозировать выращивание деликатесных видов и пород рыб в индустриальных установках с замкнутым циклом водообеспечения. В округе продолжится интенсивное развитие рекреационного рыбоводства, что потребует установления долгосрочных производственных связей с рыбоводными хозяйствами южных регионов России.

Озерным краем можно назвать Уральский федеральный округ, площадь озер которого превышают 6, 2 млн га. В республиках и областях этого округа имеется определенный опыт ведения озерного товарного рыбоводства, что позволяет прогнозировать в качестве приоритетного направления развития аквакультуры пастбищное рыбоводство с выращиванием видов и пород рыб холодноводного и тепловодного комплексов. Индустриальное рыбоводство будет развиваться на подогретых водах ГРЭС и ТЭЦ, однако представляется целесообразным использовать производственные мощности «тепловодных» хозяйств для массового производства жизнеспособной молоди культивируемых рыб для выпуска их в озерные товарные хозяйства.

Сибирский федеральный округ располагает крупнейшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ, превышающим 7, 3 млн га, что позволяет рассматривать этот регион как весьма перспективный для развития пастбищной аквакультуры. В краях и областях округа накоплен опыт ведения товарного рыбоводства на озерах, однако значительные площади сибирских водохранилищ и слабая населенность большинства этих территорий позволяют прогнозировать развитие пастбищного рыбоводства в «точечном» варианте. Регион имеет значительные запасы геотермальных вод, что делает весьма перспективным и экономически дешевым ведение индустриального рыбоводства с использованием природно-подогретых вод.

Особенностью аквакультуры в Сибирском федеральном округе, протянувшемся с севера на юг, является выращивание холодноводных (в основном сиговых) и тепловодных (осетровых, карповых) видов рыб, что расширяет рынки сбыта продукции аквакультуры, в том числе и на экспорт.

Существующие в настоящее время биотехнологии разведения и выращивания рыб и других гидробионтов позволяют в региональном плане создавать новые устойчивые и саморегулируемые структуры, так называемые региональные системы аквакультуры, учитывающие особенности рыбохозяиственного фонда водоемов, социально-экономическое состояние и ресурсную базу региона, а также другие факторы, определяющие функционирование производства продукции аквакультуры. Исходя из этого, принцип регионального построения системы аквакультуры должен обязательно учитываться при разработке общих программы развития различных направлений агропромышленного и рыбохозяиственного комплекса в субъектах Российской Федерации, комплексного и рационального использования природных ресурсов.

7. ВАЖНЕЙШИЕ МЕРЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АКВАКУЛЬТУРЫ

Реализация стратегии развития аквакультуры требует осуществления комплекса организационно-технических и законодательно-правовых мероприятий во всех направлениях ее развития.

Во-первых, производственная база аквакультуры — это водоемы различного типа. Абсолютное большинство водоемов, расположенных на территории России, являются федеральной собственностью, так как выполняют многоотраслевые функции, что нашло отражение во вновь принятом Водном кодексе Российской федерации. Этот законодательный акт определяет особенности эксплуатации озер, водохранилищ и других водоемов в режиме действия федеральных нормативных документов. На крупных и средних водоемах, расположенных, как правило, на территории двух и более субъектов Российской Федерации, аквакультура может осуществляться только при непосредственном участии государства, но в экономической интеграции с частным капталом. Суть этого государственно-частного партнерства заключаются в том, что государство, исходя из мирового опыта, проводит так называемую «стартовую» политику: определяет правовые основы, финансирует исследования, обеспечивает вселение молоди и оказывает консультационные услуги, а частный бизнес осуществляет эксплуатацию сформированных биологических ресурсов с последующим производством и реализацией широкого ассортимента рыбной продукции.

Во-вторых, успешное развитие аквакультуры во многом определяется эффективным научным обеспечением функционирования всего комплекса разведения, выращивания, вылова и переработки рыбы и других гидробионтов. К сожалению, многие научно-технические проблемы остались нерешенными до настоящего времени. К ним, прежде всего, относятся:

создание общегосударственного реестра рыбохозяйственных водоемов с кадастровой оценкой их продуктивности;

разработка методов реконструкции ихтиофауны водоемов в направлении повышения их продуктивности и хозяйственной ценности:

выведение новых и совершенствование существующих пород, а также формирование ремонтно-маточных стад рыб с использованием целевой селекции на базе молекулярно-генетических методов;

введение в аквакультуру новых высокопродуктивных видов рыб и других гидробионтов;

разработка и совершенствование биотехнологий культивирования рыб, моллюсков и ракообразных, адаптированных к морской среде прибрежных вод России;

разработка методов обнаружения, профилактики и лечения заболеваний рыб в условиях интенсивного выращивания на основе достижений генной инженерии;

разработка методов повышения качества и безопасности продукции, произведенной в аквакультуре;

создание системы информационно-экономического обеспечения аквакультуры и маркетинга продукции.

Большинство существующих в настоящее время технологий рыбоводства были созданы отраслевой наукой в последние десятилетия прошлого века на совершенно другой экономической основе со слабым отражением ресурсного обеспечения. Именно этот недостаток в настоящее время является главной причиной слабой обоснованности или отсутствия качественных инновационных проектов.

Отечественный и мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в любой отрасли определяется наличием «пионерных» проектов, разработка и реализация которых осуществляются в государственных научно-производственных центрах. Основная идея этих центров заключается в том, что за счет быстрого внедрения новых технологий на собственной производственной базе появляется реальная возможность, во-первых, убедиться в эффективности научно-технических разработок, во-вторых, на реальном примере показать перспективность их внедрения на промышленных предприятиях, в-третьих, за счет прибыли от производственной деятельности финансировать часть исследовательских работ как собственных, так и сторонних исполнителей.

Значительное количество научно-технических проблем, существующих в аквакультуре, в последние годы не решается из-за остаточного принципа финансирования исследований в этом секторе рыбохозяйственного комплекса страны. Доля средств, выделяемых на исследования по проблемам аквакультуры, находится на уровне 4-5% от общего объема финансирования научных работ в рыбном хозяйстве. Именно по этой причине отечественная рыбоводная наука в последние десять лет не генерирует новые идеи, а совершенствует технологии, созданные в 70-80-е годы прошлого столетия. Исходя из необходимости проведения исследований, направленных на решение первостепенных задач развития пресноводной и морской аквакультуры, потребуется ежегодное финансирование научно-технических разработок в объеме 120-130 млн руб.

В-третьих, в процессе своего развития аквакультура постоянно испытывает сложности при определении своего места в административной иерархии, поскольку продукцией и аквакультуры, и промышленного рыболовства являются рыба и другие гидробионты. И все же, в целом, производственная система и практика хозяйствования в аквакультуре абсолютно идентичны аналогичным системам в традиционном сельском хозяйстве. В мировой экономике почти вдвое больше стран, отдающих управление вопросами аквакультуры министерствам или департаментам сельского хозяйства, чем министерствам по рыболовству.

Следует активизировать работу по консолидации союзов, ассоциаций, предприятий и организаций, фермерских хозяйств, занимающихся рыбохозяйственной деятельностью, вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, восстановить деятельность союзов и ассоциаций в субъектах Российской Федерации, где по субъективным причинам она была прекращена с целью защиты общеотраслевых интересов, постоянного роста объемов производства, доходов и благосостояния всех работающих в отрасли.

В-четвертых, базовая основа функционирования аквакультуры — воспроизводство, племенное дело и получение высококачественного рыбопосадочного материала для производства товарной рыбы в пастбищном, прудовом, индустриальном и рекреационном рыбоводстве. Решение этой проблемы возможно с помощью специально созданной системы массового производства молоди ценных видов рыб на предприятиях различных форм собственности. Финансирование этих работ должно взять на себя государство или акционерные компании, созданные на крупных водоемах.

Масштабное зарыбление естественных водоемов позволит существенно насытить все виды рынков (местные, крупных и средних городов, крупных и средних мегаполисов, а также Москвы и Санкт-Петербурга) свежей высококачественной рыбой. Создание специализированных рынков для передержки живой и хранения свежей рыбы позволит существенно снизить розничные цены и, тем самым, сделать аквакультуру еще более конкурентоспособной.

В-пятых, необходимо решить принципиальные вопросы организационного и экономического плана, в частности:

определить порядок сдачи в долгосрочную аренду зарыбленных государством рыбохозяйственных водоемов, находящихся в федеральной собственности;

разработать порядок сдачи в долгосрочную аренду государственных рыбоводных заводов, нерестово-вырастных хозяйств, племзаводов, а также формы компенсаций частных инвестиций;

утвердить упрощенный порядок согласования документов при создании аква- и марихозяйств и сдачи в долгосрочную аренду прав на водные и земельные участки под хозяйства аква- и марикультуры;

определить порядок оформления госзаказа на зарыбление пастбищных водоемов;

решить вопрос о возможности принятия в залоговое обеспечение, под выдаваемые кредиты рыбоводным предприятиям внутренних водоемов, их права на досрочную аренду земельных участков (ипотека) и выращенную товарную рыбу как товар на складе или товар в обороте;

обеспечить возможность приобретения на условиях лизинга техники и оборудования для предприятий аквакультуры и фермерских хозяйств;

отменить или существенно снизить размер ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для аквакультуры, не имеющее отечественных аналогов;

создать систему зарыбления высокопродуктивными породами фермерских водоемов комплексного назначения;

создать инфраструктуру обслуживания и сбыта товарной продукции в виде специализированных оптовых и розничных рынков для устранения посредников и снижения розничных цен на выращенную рыбу. Стимулировать формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, работающих в области аквакультуры.

Реализация комплексного подхода к развитию аквакультуры в России позволит к 2020г.:

повысить продовольственную безопасность страны;

увеличить душевое потребление рыбы в стране до 17-17, 5 кг, в том числе за счет аквакультуры — 5-6 кг;

улучшить полноценный здоровый рацион питания населения России;

потеснить на внутреннем рыбном рынке зарубежных экспортеров;

создать дополнительно свыше 50 тыс. рабочих мест, особенно в сельских и прибрежных местностях;

обеспечить снабжение населения живой и свежей рыбой;

рыбоводным предприятиям со своей продукцией выйти на зарубежный рынок (см. таблицу).

8. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Стратегия развития аквакультуры в России на долгосрочный период, до 2020 года, разработана в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в 2003 г. с учетом современного состояния в России различных направлений аквакультуры и основных тенденций ее развития в мире.

2. Определена главная цель стратегии — обеспечение населения страны продукцией отечественной аквакультуры широкого ассортимента по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов.

3. Определены приоритетные направления развития аквакультуры в России и основные параметры, обеспечивающие достижение целевых показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

4. Определен перечень обязательных для достижения поставленных целей организационно-технических и законодательно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию протекционистской политики государства и создание благоприятного климата для развития аквакультуры.

5. Предлагаемая система реализации Стратегии развития аквакультуры исходит из следующих принципов:

взаимосвязанное осуществление двух процессов — воплощение в жизнь основных положений государственной политики и конкретизация параметров важнейших мероприятий по развитию аквакультуры;

создание мониторинга Стратегии развития аквакультуры, использующего показатели результативности государственной политики, региональных воздействий и действий юридических лиц, позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;

выделение на каждом этапе реализации Стратегии

развития аквакультуры важнейших целевых ориентиров и концентрации основных имеющихся ресурсов на их достижении и предусматривает: включение в план действий Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов страны на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию стратегии развития аквакультуры;

формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Стратегии развития аквакультуры с использованием государственного информационного ресурса.

6. Система реализации Стратегии развития аквакультуры будет осуществляться в рамках государственных программ различного уровня. По результатам мониторинга в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Российской Федерации ежегодно представляется доклад о ходе реализации стратегии развития аквакультуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: