Применительно к понятию валютного контроля необходимо указать на его формы (как способы выражения и организации контрольных действий) и методы (как приемы и способы его непосредственного осуществления).
По времени осуществления выделяют три формы валютного контроля: предварительный; текущий; последующий.
При осуществлении валютного контроля могут использоваться следующие методы: наблюдение; проверка; обследование; анализ.
Многочисленность объектов валютного контроля, многообразие валютных ограничений, а также наличие развитой системы органов и агентов валютного контроля являются основой формирования нескольких организационно-правовых форм валютного контроля.[7]
Под организационно-правовой формой валютного контроля понимают систему мер, осуществляемых организационно - юридически взаимосвязанными органами и агентами валютного контроля с использованием специфических методов и приемов в отношении нормативно определенной группы субъектов или группы валютных операций.
Выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:
1. Правительственный. Осуществляется Правительством Российской Федерации в отношении системы валютного контроля для обеспечения координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействия с Банком России, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК).
Основная форма правительственного валютного контроля - издание индивидуальных актов правоприменения.
Содержание правительственного валютного контроля может определяться, помимо ЗВРиВК, также и иными федеральными законами, в том числе не относящимися к актам валютного законодательства (ч. 1 ст. 22 ЗВРиВК).
2. Общий. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством Российской Федерации на осуществление валютного контроля (в настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), а также агентами валютного контроля и правоохранительными органами (ФСБ России, МВД России) в отношении любых валютных операций, контроль за совершением которых отнесен к их компетенции.
Основная форма общего валютного контроля - проведение проверок (последующий контроль).
3. Банковский - осуществляется Банком России (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых валютных операций, совершаемых клиентами уполномоченных банков, а также Банком России в отношении уполномоченных банков в связи с исполнением ими норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
При этом Банк России обладает статусом органа валютного контроля (ч. 2 ст. 22 ЗВРиВК), а уполномоченные банки - статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).
Основная форма банковского валютного контроля - наблюдение (текущий контроль) и проверки (последующий контроль).
4. Таможенный. Осуществляется таможенными органами в отношении лиц, осуществляющих валютные операции, связанные с перемещением (ввозом и вывозом) через таможенную границу Российской Федерации объектов валютных правоотношений.
При этом таможенные органы обладают статусом агентов валютного контроля (ч. 3 ст. 22 ЗВРиВК).
Основная форма таможенного валютного контроля - наблюдение (текущий контроль).
Разумеется, организационно-правовые формы валютного контроля на практике существуют не изолированно, а тесно переплетаются. Наиболее ярким примером их взаимодействия может служить осуществление валютного контроля при экспортно-импортных операциях, в котором участвуют и банки, и таможенные органы.
Такое положение делает необходимым обеспечение четкой координации между всеми органами и агентами валютного контроля как для обеспечения целостности и максимальной эффективности системы валютного контроля, так и во избежание дублирования функций или неоправданного вмешательства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
В целях решения данной проблемы Правительство Российской Федерации специально уполномочено на осуществление необходимой межведомственной координации (ч. 6 ст. 22 ЗВРиВК). Нельзя, однако, не отметить, что опыт функционирования системы валютного контроля в нашей стране не дает оснований для чрезмерной переоценки возможностей Правительства Российской Федерации в рабочем режиме обеспечивать взаимодействие различных органов валютного контроля.
С учетом этого представляется целесообразным либо создание межведомственного совещательного координирующего органа для обсуждения наиболее важных вопросов в сфере валютного контроля, либо формирование коллегиального органа по аналогии с Национальным банковским советом для принятия ключевых решений в области проведения валютной политики, либо предоставление координирующих функций одному из реально действующих органов валютного контроля (наиболее целесообразно - Банку России).[8]