Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:
Ø о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;
Ø о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;
Ø о полученном организациями группы эмиссионном доходе;
Ø об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;
Ø о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;
Ø о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы;
Ø о внутригрупповых доходах и прибыли;
Ø о приобретенных у организаций группы основных средствах;
Ø о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.
Консолидирование должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
|
|
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
Ø затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
Ø остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;
Ø нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;
Ø нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;
Ø чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
Ø в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах.
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается, прежде всего, следующих статей баланса:
|
|
Ø задолженности по взносам в уставный капитал;
Ø расчетов по коммерческим операциям;
Ø кредитов, выданных предприятиям группы;
Ø долгосрочных финансовых вложений;
Ø векселей;
Ø прочей задолженности;
Ø краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:
Ø уставный капитал;
Ø резервный капитал;
Ø нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
1. первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;
2. последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.