Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием — красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно сгармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей. (Классик мировой психологии У. Джеймс)
Что такое “костюм”? Этот странный, с точки зрения ряда людей, вопрос, на самом деле имеет далеко не однозначный ответ. В бытовом смысле это одежда. С точки зрения имиджмейкера, костюм — это средство формирования имиджа. Художник может дать другое определение: костюм — это пластическое искусство, имеющее свою композицию.
* Прямые линии. Вызывают ощущение покоя, неподвижности. * Мягкие, плавные, волнистые линии производят впечатление движения. * Вертикальные линии. Создают видимость удлинения фигуры, усиливают динамику форм. * Горизонтальные линии. Зрительно расширяют фигуру, уменьшают рост, придают фигуре большую устойчивость, стабильность. * Диагональные линии. Усиливают динамику формы одежды, зрительно расширяют фигуру или могут сужать ее от меньшего к большему.
|
|
Нередко бывает, что вроде и сшит костюм, то есть одежда сидит хорошо и цвет подходит к лицу человека, а все-таки что-то не то. Можно предположить, что в этом случае при создании костюма были нарушены его композиция.
Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:
· общая форма одежды,
· цвет и составные элементы формы,
· детали и подробности.
Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:
· пропорции;
· ритм;
· симметрия-асимметрия;
· нюанс и контраст;
· ритм;
· цветовое решение.
Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.
Рассмотрим средства композиции более подробно.
Первый закон композиции. Целостность или наличие целого.
Основное свойство композиции — это цельность.
Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда:
· ничего нельзя изъять без ущерба для целого;
· ничего нельзя поменять местами;
· ничего нельзя присоединить.
Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса или подобия.
|
|
Контраст — это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.
Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.
Подобие — повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях
Второй закон композиции. Закон пропорций.
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.
Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:
· Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1).
· Контрастные пропорции (1:4, 1:5) — более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (Рисунок 2).
· Подобные пропорции (1:1) — вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды (Рисунок 3).
Рисунок 1 - Принцип Рисунок 2 - Контрастные Рисунок 3 - Подобные
«золотого сечения» пропорции пропорции
Закон симметрии.
Третий закон композиции. Закон симметрии
Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.
Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.
Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичность построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешена, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.
Рис 1 - Симметрия в костюме Рис 2 - Уравновешенная ассиметрия
Рис 3 - Неуравновешенная асимметрия
Четвертый закон композиции. Закон ритма
Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения - линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:
· горизонтальным — горизонтальные полоски;
· вертикальным;
· спиральным;
· диагональным;
· радиально-лучевым.
Последние виды придают форме стремительное движение (на рисунке).
Пятый закон композиции. Закон главного в целом
В дереве главное -это ствол, у животных -позвоночник. В композиции - это композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Композиционным центром называется тот предмет, часть предмета или группа предметов, которые расположены в картине так, что первыми бросаются в глаза.
|
|
Композиционный центр необязательно должен быть самым большим по величине, он просто должен привлекать внимание зрителя, приглушить отвлекающие контрасты и второстепенные детали - все должно быть подчинено главному.