Стандартизация банковской деятельности

Теория и практика отечественной стандартизации не знают примеров применения в банковской деятельности основные цели и задачи стандартизации в банковском деле – защита интересов юридических и физических лиц, а также государства при оказании банковских услуг, установление единой терминологии, классификации и кодирования в области банковского дела.

Весьма развитая практика международной и зарубежной стандартизации в данной области свидетельствует о пристальном внимании к ней и поддержке со стороны как общественности, так и правительства.

В настоящее время Международная организация по стандартизации (ISO) объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов и стандартизаторов промышленно-развитых зарубежных стран в рамках постоянно действующего технического комитета Т90/ТС-68 «Банковское дело и соответствующие финансовые операции» В условиях формирования рыночной экономики в Украине стандартизация, сертификация и метрология банковской деятельности приобретает особую актуальность. По мнению специалистов прямое применение действующих международных стандартов в отечественной практике возможно лишь на 30 – 40%. Без изменения из ISO были приняты следующие форматы типовых сообщений:

100 – Клиентский перевод;

200 – банковский перевод на собственный счёт отправителя сообщений;

202 – банковский перевод в пользу третьего банка;

210 – уведомление о получении;

п 92 – требование отмены;

п 95 – запрос;

п 96 – ответ.

В национальной практике сегодня используются различные типы и виды ценных бумаг: акция (простая, ценная, привилегированная, золотая), облигация (государственная, корпоративная, муниципальная), сертификат (депозитный, сберегательный), чек (приватизационный), вексель, опцион, варрант и т.д. Не смотря на то, что стандарт в первую очередь касается акций и облигаций, в нём заложена потенциальная возможность расширения области распространения на иные виды ценных бумаг.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ориентированы на потребителя и предусматривают значение возможности для улучшения исполнения услуги и удовлетворение потребностей потребителя, повышение производительности, эффективности и сокращения затрат, расширение рынка деятельности.

Система качества банковской организации должна охватывать все процессы, которые необходимы для обеспечения эффективности услуги от маркетинга до ее предоставления и включать анализ качества услуги потребителю.

Среди первоочередных задач в области качества международные стандарты предусматривают следующие:

1) последовательное удовлетворение потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики;

2) непрерывное повышение качества услуг;

3) постоянный учет требований общества, обеспечение безопасности персонала и защиты окружающей среды;

4) обеспечение эффективности предоставляемой услуги системы качества, создаваемые в банковских структурах в соответствии с идеологией ИСО серии 9000, должны документировать процедуры обеспечения необходимыми материальными ресурсами, включая оборудование и имущество, программное обеспечение, рабочую и техническую документацию. Основными документами системы качества как составной части всей документации банковской организации являются:

1) руководство по качеству – описание системы качества, политика и цели в области качества, структура организации с распределением полномочий по ответственности;

2) программа качества – описание конкретных мероприятий в области качества, перечень ресурсов, порядок предоставления и требования к специфической услуге;

3) методики, протоколы, инструкции и др.

Аналогичные системы качества уже создаются в сфере частичного хозяйства, общепита, туризма, сервисобслуживания и т.д.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему необходима стандартизация банковской деятельности и каковы основные направления ее развития?

2. Назовите объекты стандартизации банковской деятельности.

3. В чем сущность единой структуры построения и определения статуса регистрационного номера ценных бумаг?

4. В чем особенности классификации основных услуг к финансовому посредничеству?

5. В чем состоит сущность системы качества банковской организации?

6. Какие задачи в области качества банковских услуг предусматривают международные статьи?

7. Банковское дело и соответствующие финансовые операции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: