Гармонизация стандарта – приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия. В соответствие с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
Идентичные стандарты могут лишь отличаться обозначением (шифром, кодом)
Унифицированные стандарты – идентичные по содержанию, но различные по форме представления.
Согласованный стандарт – нормативный документ, согласованный с другим стандартом.
Сопоставимые стандарты – нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги) утверждённые различными органами по стандартизации.
Активная деятельность по гармонизации стандартов ведётся в рамках СНГ.
В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70 – 80% национальных стандартов. В России принято до 20% стандартов ИСО и ~60% стандартов МЭК.
|
|
От международного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров на внешних и на внутренних рынках.
Актуальной проблемой является гармонизация стандартов относительно пищевых продуктов и пищевого сырья, работа по которым находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применения стандартов состоит во введении в национальное законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания пестицидов в пищевой продукции.
За последние годы акценты гармонизации всё заметнее смещаются в сторону национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что ещё в большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть СЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.
История стандартизации
1.1. Сущность, история и перспективы развития стандартизации
Определение ИСО
“Стандартизация“ – это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в часности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.
|
|
Она определяет основу настоящего развития, а также и будущего и должна идти неразрывно с прогрессом.
Стандартизация
- как деятельность, возникла в ІІІ тысячелетии до н.э.
- реализовалась на государственном уровне в начале ХХ в.
- возникла как наука в 40-х годах ХХ в.
- получила развитие на мировом и региональном уровнях в 40-х годах ХХ в.
Пример.
Возникновение государственных систем стандартизации на основе уполномоченного органа.
1901 - Британский институт стандартов (BSI);
1918 – Американский институт стандартов (ANSI);
1918 – Французская ассоциация по нормализации (AFNOR);
1918 – Германский комитет по нормализации (DIN) и др.
Международная стандартизация
Международная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Результатом работы по стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участницами при создании или пересмотре национальных стандартов.
Международная организация по стандартам (ИСО) создана в 1946г. ИСО является неправительственной организацией и используется консультативным статусом ООН.
Задачи ИСО:
содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Официальные языки ИСО – английский, французский.
3. Региональная стандартизация.
Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто только для соответствующих органов только одного географического или экономического региона мира.
Пример.
Возникновение региональных систем стандартизации на основе уполномоченного органа:
- АСЕАН – 1994г. (8 стран) ассоциация стран Юго-Восточной Азии
- АВС – региональная система Америка-Британия-Канада (1952)
- INSTA – международная организация по стандартизации (1953)
- CEN – Европейский комитет стандартизации (1961)
- CEN ЭЛЕКТ - Европейский комитет стандартизации электротехнических стандартов (1971)
- RDC – региональная система Турция-Иран-Пакистан (1961)
- NOPMAPME – Европейская организация по стандартизации среднего и малого бизнеса.
- COPANT – Панамериканская (15 стран) комиссия по стандартизации (1961)
- ARSO – Африканская организация по стандартизации
- ASMO - Арабская организация по стандартизации и метеорологии.
- КООМЕТ – региональная организация стран Центральной и Восточной Европы (бывшие страны члены СЭВ, а также ФРГ)
Стандартизация в России
- 1555г. – (царствование Ивана Грозного) стандарты на военное снаряжение и строительство, например, храм Василия Блаженного.
- 1911г. – создание Общества по стандартизации.
- 1923г. – Комитет эталонов и стандартов (КЭС).
- 1925г. – Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны – создание государственной системы стандартизации.
- 1930г. – Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС).
- 1954г. – Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР).
- 1992г. – Комитет по стандартизации, качеству и сертификации (Госстандарт РФ).
- 1992г. – Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации – межгосударственный орган стран СНГ.