Введение
Имя Абу Али ибн Сины (Авиценна) прочно вошло в историю мировой культуры. Он внес богатейший вклад непреходящей ценности в развитие общественной мысли человечества, мировой цивилизации.
По решению ЮНЕСКО в 1980 г. широко отмечено 1000-летие со дня рождения Ибн Сины. Научное наследие Ибн Сины огромно, но наиболее ярко талант Ибн Сины раскрылся в области философии и медицины.
Изучение медицинского наследия Ибн Сины и состояния медицины Средней Азии прошлых веков, отраженное в сочинениях предшественников Ибн Сины, его учеников и врачей более позднего времени, позволяет показать вклад народов Средней Азии в мировую культуру. Тщательное изучение медицинских взглядов Ибн Сины на основе анализа «Канона врачебной науки» и других его сочинений, ставших доступными благодаря переводам на русский, узбекский, таджикский языки, позволяет убедиться в том, что Ибн Сина не был только собирателем научных знаний античной и восточной медицины, но выдающимся целителем своей эпохи.
|
|
Выбранная нами тема является актуальной, так как «Канон врачебной науки», самое выдающееся произведение Ибн Сины, до сих пор читают все, кто выбрал медицину своей профессией.
Цель работы – изучить основные понятия, касающиеся фармации Ибн Сины.
Задачи курсовой работы – рассмотреть основные этапы жизненного пути Авиценны, изучить его духовное и медицинское наследие, а также особенности учения Ибн Сины о назначении и применении лекарств.
Жизненный путь Ибн-Сины
Духовная и материальная культура народов Средней Азии и Ирана того времени развивалась на базе местных традиций, обогащенных культурными достижениями других народов. Значительное развитие при саманидах получила литература и поэзия. Создавали свои произведения мастер сатиры Шахид Балхи, лирик Хосравани, поэт Дакики (ум. 977), Фирдоуси, поэтесса Рабиа, слагал стихи Рудаки (860–940) и др.
Однако годы жизни и творчества Ибн Сины хронологически совпали со временем, которое в политическом отношении отмечено в истории Средней Азии и Ирана особым драматизмом. Саманидское государство, охватывавшее в пору своего расцвета практически всю Среднюю Азию, значительную часть Афганистана и Ирана, быстро клонилось к упадку. Его сотрясали крестьянские восстания и феодальные смуты. Крупные феодалы лишь формально считались подданными сидевшего на Бухарском престоле саманида Абул Касыма Нуха (976–999), фактически они действовали как самостоятельные правители.
В Хорасане усиливалось давление со стороны Бундов. В этой обстановке всеобщей разрухи с северо-востока на Саманидское государство началось наступление объединившихся тюркских племен во главе династии, получившей в исторической литературе название Илеков, или Караханидов. После окончательного падения династии саманидов (999) Караханидское государство охватило Семиречье, долину Зарафшана и прилегающие области, а также Восточный Туркестан. Южная часть Средней Азии находилась под властью Газне-видского государства, достигшего наибольшего расцвета при султане Махмуде Газневи (970–1030). Его владения, простиравшиеся на огромной территории включали Афганистан, часть северной Индии восточный и часть западного Ирана, юг Средней Азии и Хорезма. В Хорезме в конце X – начале XI в. правила династия мамунидов. В 1017 г. Хорезм был присоединен к Газневидскому государству.
|
|
Такова социально-политическая и культурная обстановка, в которой пришлось жить и творить Ибн Сине.
Биография Ибн Сины[1], составленная им самим и продолженная его учеником Абу Убайдом Джузджани, дошла до нас в четырех редакциях: Абул Хасана Байхаки (ум. около 1160), Кифти (ум 1172) Усайбии (ум. 1203) и Ибн Халликана (1256–1274).
Ибн Сина родился 16 августа 980 г. в селении Афшана близ Бухары. Отец его Абдуллах, уроженец города Балха, переехал в Бухару во времена правления Нуха ибн Мансура Самани. Мать Ибн Сины, Сита-рабану, была из Афшаны, которое в X в. было небольшим, но сильно укрепленным селением, славившимся еженедельным базаром. По-видимому, уровень культурной жизни в ней был высок. Отец Ибн Сины занимал видное место среди знати Афшаны. В семье было двое сыновей: Хусейн (собственное имя Ибн Сины) и Махмуд – младший брат Ибн Сины. В 986 г. семья Абдуллаха переезжает в Бухару, где Ибн Сину отдают в школу.
Бухара в X в. была не только одним из многолюдных торговых городов своего времени, но и крупнейшим культурным центром Востока, «где можно было встретить представителей и сторонников всех течений тогдашней интеллектуальной жизни: от самых правоверных (следовательно, реакционных) мусульманских верований до самых крайних шиитских воззрений, от философских течений, в той или иной ^мере связанных с исламом, до самых нигилистических теорий, ересей и толков, ничего общего фактически с исламом не имевших. Все это диспутировало между собою, волновалось и доходило до ожесточенных, даже кровавых столкновений на идеологической почве.
В юные годы Ибн Сина сначала с помощью учителей, а затем самостоятельно стал изучать математику, геометрию, законоведение, логику, физику, естествознание, философию и другие науки по произведениям древнегреческих и восточных авторов. В своей автобиографии он рассказывает, как штудировал «Исагогу» – сочинение по логике древнегреческого философа неоплатоника Порфирия Тира (232–364), «Начало» – произведение древнегреческого математика Евклида (III в. до н.э.), «Альмагест» – сочинение Птолемея по астрономии, «Метафизику» Аристотеля, комментарий Фараби к «Метафизике» – «Цели метафизики» и др.
Первыми наставниками Ибн Сины были Махмуд Массох, известный бухарский ученый Исмаил Захид. У них Ибн Сина обучился «индийскому счету», законоведению. Философию, логику он начал изучать под руководством философа Абу Абдуллаха Натили, но вскоре превзошел учителя. Рассказывая о процессе изучения «Альмагеста», Ибн Сина в биографии о своем наставнике пишет: «…Сколько было сложных фигур, которых он не знал до тех пор, пока я не изложил и не объяснил ему!»[2] Однако путь познания наук, как признает Ибн Сина, был тяжел и тернист. Особенно большие трудности он встретил при изучении «Метафизики» Аристотеля. Арабские тексты сочинений древнегреческих ученых не всегда были доступными для понимания, так как они, искаженные вымыслами переводчиков, были известны в передаче неоплатоников. Кроме того, переводы на арабский язык были сделаны не непосредственно с греческого, а с переводов на сирийский сред-неперсидский и другие языки.
|
|
Как рассказывает сам Ибн Сина, «Метафизику» Аристотеля он читал сорок раз, текст книги знал наизусть, но приходил в отчаяние из-за того, что никак не мог вникнуть в сущность идей Аристотеля. По счастливой случайности Ибн Сине удалось приобрести на книжном базаре Бухары комментарии Фараби к «Метафизике» Аристотеля, ознакомившись с которыми он понял смысл учения Аристотеля.
Когда Ибн Сине исполнилось 16 лет, он приступил к изучению медицины. В занятиях по медицине ему помогал известный бухарский врач ученый Абу Мансур Камари – один из придворных врачей эмира. В своей биографии Ибн Сина пишет: «…Я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней… За короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали. учиться у меня науке врачевания. Благодаря приобретенному опыту, передо мною открылись неописуемые врата врачевания». Таковы сведения документального источника автобиографии Ибн Сины.
К 18 годам Ибн Сина завершил изучение всех наук и стал достаточно искусным врачом, приобрел популярность и пользовался большим авторитетом среди врачей Бухары. Об этом он так писал в своей автобиографии: «Правителем Бухары в то время был Нух ибн Мансур. Однажды он заболел, и врачи оказались не в состоянии исцелить его. Поскольку мое имя было известно в их среде благодаря начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня»[3].
Несомненно, что в формировании Ибн Сины как ученого-медика большую роль играли его поразительные трудолюбие и трудоспособность, настойчивость, упорство. и любовь к знаниям, активность в преодолении трудностей и особенно глубокое знание философии и логики. Об этом свидетельствуют строки из его автобиографии – «Полтора года я учился еще усерднее и снова прошел логику и все философские науки. Во все это время я с ночи до утра не спал и с утра до ночи не отдыхал и кроме умственной работы ничем не занимался Если я… на мгновение забывался сном, то во сне я видел эти самые научные проблемы, и часто бывало, что во сне спадал покров с трудных вопросов и мне удавалось разрешить их».
|
|
Так упорно работал 16–18-летний юноша. Результаты такого труда в последующем отразились на его творческой деятельности как ученого-медика. В частности, различные проблемы медицинской науки он постоянно стремился рассматривать с широких философских позиций, строить рассуждения и выводы в строгой логической системе
Таким образом, годы, проведенные Ибн Синой в Бухаре, оказались благоприятными для самостоятельного изучения наук. Он довольно рано оказался подготовленным к большой творческой деятельности. В молодом ученом уже пробудился мыслитель-энциклопедист.
Но относительно спокойная научная и творческая деятельность Ибн Сины была нарушена. В конце X в. политическая обстановка в стране осложнилась. После того как Илек-хан Наср занял Бухару (999), в ней на несколько лет установилась анархия, никто не мог быть спокоен ни за свое имущество, ни за свою жизнь. Ибн Сине пришлось покинуть Бухару и в 1002 г. переехать в столицу Хорезма – Гургандж. Там его принял под свое покровительство Хорезмшах Али ибн Мамун и назначил (месячное) жалованье.
В период правления Мамуна Гургандж переживал пору расцвета. Он был одним из узловых пунктов торговых путей, ведущих из приволжских областей, городов Мавераннахра, Китая, Индии и др Оживленную торговлю население Гурганджа вело и с соседними племенами
Обстановка в столице Хорезма в тот период для ученых была более благоприятной, чем в Бухаре. Хорезмшах Мамун поощрял развитие наук и искусств. При дворце шаха находились многие известные тогда ученые, поэты, художники и музыканты. В знаменитой «Академии Мамуна» объединились блестящие ученые во главе с Беруни Ученые Хорезма приветливо встретили Ибн Сину. Здесь в тесном кругу с великим ученым и мыслителем Беруни, медиком Абу Сахлем Масихи, математиком и астрономом Абу Насром ибн Ираком и другими видными учеными он мог вникать в суть различных философских вопросов и вести научные споры.
Научные диспуты и беседы с виднейшими представителями среднеазиатской культуры и науки помогли Ибн Сине углубить свои знания по ряду областей науки, особенно по медицине.
Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, «физика» (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.
Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. Из числа дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем «Книгу исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книгу спасения» («Китаб ан-наджат»), «Указания и наставления» («Ал-ишарат ва-т-танбихат») и «Книгу знания» («Да-ниш-наме»).
Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.
Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.
Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.
Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.
В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1 – поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.
Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707–17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.
Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По содержанию его труды можно разделить (за исключением «Канона») условно на три группы:
1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;
2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;
3) труды по лекарствоведению.
Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса – лида» и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930–994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.