абсолютная успеваемость - 87,5 % абсолютная успеваемость - 100 %
качественная успеваемость - 87,5 % качественная успеваемость - 70 %
СОУ – 80,3 % (высокий). СОУ – 77,2 % (выше среднего).
Сейчас у меня второй класс. Заметно повысился интерес к чтению, все дети записаны в библиотеки, родители стали покупать книги. Учащиеся допускают меньше ошибок при чтении и письме, стали лучше пересказывать, учить наизусть.
Заключение.
Работая над формированием навыка чтения у учащихся и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ему, и обществу. Читая, ребенок взрослеет и очеловечивается. Чем шире круг чтения, тем больше у учащихся возможностей найти самого себя. Мы должны научить тому, чтобы книги становились для ребят постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги, чтобы они узнали широкий мир книг и могли их выбирать. Чтение должно оказывать помощь в становлении личности, в принятии важных решений. Когда дети это поймут, тогда они захотят читать и полюбят книги.
Учителю необходимо в первый же учебный день показать детям в книге собеседника и научить их, еще не умеющих читать, задавать книгам самые первые, очень важные вопросы и самостоятельно, без учителя, получать на них ответы из книги. Нужно, чтобы дети учились думать над книгой, угадывать события. Тогда они захотят и учиться читать, и читать. Все это именно та работа, которая ведет к читательской самостоятельности.
Следует отметить, что вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей VII вида главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.
В прошлом учебном году (на конец 1 класса) все мои дети уложились в норму по технике чтения, хотя проблемы были разные: из 10 человек, поступая в первый класс, умел читать только один, некоторые не знали даже букв, один ребенок до пяти лет не разговаривал, многие с дефектом речи.
Провожу уроки с ЦОРами. Это дает возможность разместить в один урок большой объем материала; повысить активность учащихся на уроке; повысить результативность урока; для учащихся урок остается самым запоминающимся, интересным, создает положительный эмоциональный настрой на работу. В группе продленного дня отдельные учащиеся сами занимаются на компьютере, но не играют, а работают с тренажерами: «Веселые моторы», «Математика и конструирование», «Природа, человек, общество», «Фраза» и другие. Детям это очень нравится, потому что компьютер не ругает за ошибки, а проверяет, указывает на ошибку, говорит: «Подумай еще» или другое. Благодаря такой работе, дети становятся более усидчивыми, внимательными, собранными, организованными, появляется интерес к обучению.
На уроках чтения детям очень нравятся такие виды работ как
-- чтение по ролям;
-- придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора;
-- составить вопросы к тексту (отдельные учащиеся);
-- учитель предлагает проблемный вопрос, дети ищут ответ в тексте.
Иногда практикую чтение «про себя», то есть молча – «глазами». Это особенно нравится учащимся, которые плохо разговаривают. Здесь и они становятся увереннее, появляется радость на лице.
Заметила еще один прием, который вызывает интерес к чтению. Сходили с классом на экскурсию (наблюдали за природой), затем на уроке чтения читали рассказ о природе. Дети были очень увлечены, хотя практика показывает, что описание природы мало кто любит читать. Значит, экскурсия оказалась в данном случае положительным фактором, как прием предварительной подготовки к восприятию текста.
Также дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях: конкурсах чтецов, в литературных праздниках, театральных конкурсах, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, занимают призовые места, получают грамоты.
Литература.
1. Н. Н. Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать.
М.: Издательство «Аркти», 2007г.
2. Л. Н. Лисенкова. Развитие и коррекция навыков чтения.
М.: «Школьная Пресса», 2002г.
3. Е. В. Заика. Упражнения для формирования навыков чтения у младших
школьников. Вопросы психологии, № 6, 1995г.
4. Г. И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. – СПБ, 1998г.
5. Журнал «Начальная школа» № 10, 1999г.
6. Н. П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
Москва, 2001г.
7. Журнал «Начальная школа» № 3, 2002г.
8. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика?
Москва, «Просвещение», 2001г.
9. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя.
М.: ВАКО, 2002г.
10. Е. В. Колесникова. Готов ли ваш ребенок к школе?
М.: Издательство «Ювента», 2004г.
11. В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт. Диагностико – коррекционная работа с
младшими школьниками.
М.: «Творческий центр», 2005г.
12. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Проверяем знания дошкольника.
Киров, ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2007г.
13. Л. В. Лазуренко. Учим играя. 1 – 2 классы.
Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1