Контрольная работа
По предмету: Отечественная история
Тема: Русская церковь в 17 в. Раскол.
Фамилия, имя, отчество студента Латышева Любовь Георгиевна
Курс _1___ группа 11 ДПП.
Место работы МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка»
Должность воспитатель
Домашний адрес, телефон г. Нижневартовск, улица Декабристов д.13 кв. 51 т.21-30-61
Дата поступления работы наОЗОР ____________ Методист ___________
Заполняется преподавателем
Рецензия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ____________________________________________________________
Фамилия преподавателя ________________________________________
Содержание
Введение……………………………………………………………………3-4
I. Историческая обстановка России, предшествующая расколу 4-6
II. Начало раскола в православной церкви……………………….6-7
|
|
II.1. Патриарх Никон………………………………………………..7-11
II. 2. Протопоп Аввакум……………………………………………11-12
III. Дальнейшее расширение раскола………………….………..13-15
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………...17.
Введение.
Церковные реформы патриарха Никона сыграли важную роль не только в развитии русской духовной культуры, но и во всей истории России в целом.
Актуальность данной темы бесспорна. До сих пор не прекращаются споры по данному вопросу. По этому поводу написана масса книг и научных статей. Казалось, что такой срок, как почти 350 лет, прошедшие со времени раскола в русской православной церкви, произошедшего при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и определения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причины раскола русской православной церкви, и по сей день, еще не целиком раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
У этих церковных реформ были сторонники и противники их проведения. Такое же отношение сохранилось и в наше время. Каждая из сторон выдвигает свои доводы для доказательства своей правоты, и по-разному интерпретирует события тех дней. Сторонники реформ утверждают, что проведение этих реформ поспособствовало устранению различий в церковных делах, которые существовали между греческой церковью и русской, устранению путаницы в русских церковных книгах и обрядах. Они указывают также на неминуемость данных реформ, которые, по их мнению, были бы проведены любым другим патриархом, оказавшемся на месте Никона. Противники же утверждают, что развитие церкви в России шло своим путем, и ставят под сомнение истинность греческих церковных книг и обрядов, которые были взяты Никоном за образец. По их мнению, нужно было греческой церкви учиться у русской, а не русской у греческой. Никона же они считают разрушителем истинной русской православной церкви, которая находилась, по их мнению, в то время на подъеме.
|
|
Конечно, больше всего преобладает сторонников реформ Никона. Среди которых и нынешняя русская православная церковь. Поэтому сейчас больше исторических источников, написанных приверженцами этих реформ. Необходимо попробовать разобраться среди существующих взглядов на церковную реформу Никона и прояснить истинную ситуацию, существовавшую в то время. Для этого необходимо уяснить причины предпосылок данных реформ, выяснить какие силы поспособствовали ее проведению, изучить саму фигуру Никона, как патриарха-реформатора, выявить причины его возвышения и падения, узнать обстоятельства, приведшие к расколу русского общества.
I. Историческая обстановка России, предшествующая расколу.
Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все классы русского общества и выступали, как отмечает Ключевский,«в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало Смуту». [1]
В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества.
Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения.
Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых.
Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году. Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян. Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.
Последующие годы после Смуты и в целом весь XVII век характеризуется собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с Польшей, Швецией за освобождение исконно русских земель - Смоленска, районов Прибалтики Белоруссии.
Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с
Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией и объявлении совместной войны против польской шляхты.
Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.
Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».
|
|
В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди. [2]