Парсонс против Хоманса

Парсонс заостряет внимание на двух существенных различиях между собой и Хомансом. Во-первых, он утверждает, что Хоманс склонен смазывать разницу между поведением людей и поведени­ем животных. Сам Парсонс очень четко разграничивал их. В его теории принципы объяснения человеческого поведения качественно отличны от принципов объяснения поведения животных. Парсонс возражал против хомансовского выведения правил обмена между людьми из рассуждения Скиннера о голубях.

Второе возражение Парсонса еще более критично: «Большая часть общих формулировок, применяемых к человеку как тако­вому (которые я бы назвал принципами действия, а не психоло­гическими), не может объяснить... сложные подсистемы дейст­вия» [Цитата дана по Г.В.Осипову]. Иначе говоря, психологические принципы не объясняют и не могут объяснить социальные факты. Хоманс не сумел показать, как применять психологические принципы на социальном уровне. По словам Парсонса, Хоманс обязан пока­зать, каким образом его принципы могут учитываться в осново­полагающих структурных характеристиках крупномасштабных социальных систем. Он утверждал, что даже если бы Хоманс попытался сделать это, он неизбежно потерпел бы не­удачу, потому что социальные факты являются такими перемен­ными, которые можно объяснить без ссылок на психологические принципы Хоманса. «Альтернативой утверждению Хоманса явля­ется понимание действующих единиц как составных частей органи­зованных систем, качественно отличных от... взаимодействий между «людьми как таковыми» [Цитата дана по Г.В.Осипову]. Они имеют свои языки, культурные цен­ности, правовые системы, различного рода институциональные нормы и генерализованные коммуникации. Конкретное поведение — функ­ция не просто элементарных качеств, а видов систем, их различ­ных структур и внутренних процессов. С этой точки зрения совер­шенно правомерно желание исследовать организацию сложных систем... задолго до того, как их свойства будут выведены из априорных принципов» [Цитата дана по Г.В.Осипову].

В ответе Парсонсу Хоманс согласился, что ключевая проблема связана с объяснением структур и институтов сложных обществ: «Это действительно сущность проблемы. Но Парсонс думает, что психологических постулатов недостаточно, чтобы их объяснить; а я думаю, что достаточно» [Цитата дана по Г.В.Осипову]. Хоманс знал, что социальные факты возникают из взаимодействий, но он считал, что их можно объяснить психологическими законами. Парсонс, напротив, полагал, что социальные факты могут быть объяснены только социальными фактами.

Хоманс отвечал на нападки Парсонса и других контратаками: «Позвольте показать им, какие свойства социального поведения они рассматривают как эмерджентные, и показать с помощью построения соответствующих дедуктивных систем, каким образом им удастся объяснить эти свойства без использования психологических постулатов. Я берусь показать, что либо попытки объяснения потерпят крах, либо им все-таки придется использовать психологические постулаты в замаскированной форме» [Цитата дана по Г.В.Осипову].

Этот обмен выпадами между Хомансом и Парсонсом, в котором каждая сторона утверждает, что теория противника не годится для объяснения структуры социального действия, еще раз высвечивает линии антагонизма между парадигмами социальных фактов и социального поведения в целом и между структурным функционализмом и теорией обмена в частности.

 

                                    

                                 

                                      4. Заключение.

В конечном счете, теорию Хоманса кратко можно представить как концепцию, согласно которой действующий субъект — это человек, рационально просчитыва­ющий выгоду. Тем не менее в ней существуют некоторые пробелы, касающиеся сферы психических состояний и крупно­масштабных структур. Например, применительно к проблеме созна­ния Хоманс считал необходимым привлечь «более тщательно разработанную пси­хологию» [Цитата дана по Дж.Ритцеру].

Несмотря на такое допущение, Хоманс остается бихевиористом, работая исключительно на поведенческом уровне и подчеркивая, что крупномасштабные структуры могут быть поняты лишь при условии адекватного понимания элементарного социального поведения. Он утверждает, что процессы обмена идентичны виндивидуальном и социальном уровнях, хотя и соглашается, что на социальном уровне способ формирования фундаментальных пpоцессов более сложен.

 

 

                      5. Список используемой литературы:

 

1) Зборовский Г.Е., История социологии, М.: Гардарики, 2007; стр.459-462.

2) Курбатов В.И., Современная западная социология, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001; стр.219-224.

3) Осипов Г.В., История социологии в Западной Европе и США, уч.для вузов – М.: изд. Норма, 2001; стр.393-413.

4) Ритцер Дж., Современные социологичкские теории, 5-е изд. СПб: Питер, 2002; стр.321-329.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: