Значение человеческого фактора в процессе разработки и принятия управленческих решений

 Каждое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей. Влияние человеческого фактора

можно рассмотреть в двух аспектах: 1) влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческих решений

(РУР); 2) личностные оценки существующего управленческого решения (УР). К личностным характеристикам относятся

воля, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции,

характер влияния, рискованность, параметры мышления. Для каждого человека характерны следующие основные параметры

мышления: глубина, широта, быстрота, гибкость.

Глубина – характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри

анализируемой ситуации. Человек в некотором случае может абстрагироваться от окружающих элементов. Для таких людей

будет эффективным аналитический метод подготовки управленческого решения. 

Широта – отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой

ситуации в общей деятельности. Широта мышления способствует эффективному применению «дерева решений» и метода

сценариев. 

Быстрота – определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной

организации. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Быстрота

мышления позволяет перебирать множество вариантов, что необходимо при методах, с применением творческого подхода

при подготовке и реализации управленческого решения.

Гибкость – характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы разработки и реализации

управленческого решения. Важное значение при реализации и принятии управленческого решения придается харизме

личности, т.е. ее способности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Это

власть, основанная на исключительных качествах личности: мудрости, героизме, доступности для любого человека,

внушительной внешности, уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе (пример, Петр I (1672 –

1725) осуществил ряд важнейших преобразований в России: организация мануфактур и горных заводов, создание Сената,

регулярной армии, разделение страны на губернии и т.д. Суворов А.В. (1730 – 1800) – русский полководец, не проигравший

ни одного сражения. Его появление среди народа вызывало прилив сил и уверенности. 

Большое влияние на разработку управленческого решения оказывают также такие качества руководителя, как

романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. 

Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и

реализации управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм

свойственен практически  всем руководителям в начальный период их деятельности. Даже в какой-то степени романтизм

служит одним из источников развития организации. Чаще он приводит к разочарованию как руководителя, так и персонала.

Ведь романтизм в профессиональной  деятельности – преувеличение своих интуитивных возможностей, как лично, так и

организации в целом. Поэтому необходимо всегда определять меру романтизма, и будучи руководителем, осуществлять

контроль деятельности романтика. 

Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом и обработкой стереотипных подходов к РУР.

(Например, учитывая необязательность поставщика, руководитель должен заключать резервные договоры на поставку

необходимых ресурсов для своей организации.)

Оптимизм руководителя базируется на завышенной оценке возможностей как персонала, так и своих. Оптимизм – это

положительная черта в личности и очень важное, но в профессиональной деятельности он должен подкрепляться

профессионализмом и технологическими возможностями организации. Руководители – оптимисты полезны для

организаций. Они увеличивают риски реализации управленческого решения как в положительную, так и отрицательную

сторону. Они самоотверженно берутся за рискованные, но полезные для организации работы и часто доводят до

положительных результатов казалось бы безнадежные проекты. Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих,

самой организации и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант обязательно будет

реализован, что принесет организации стабильный, но небольшой доход. Такой подход может быть эффективным в

традиционных мало меняющихся производствах. Для руководителя нужны пессимисты, так как они позволяют принимать

решения взвешенно. 

Характерными внешними чертами неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт,

многословие, неряшливый вид. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества:

любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность,

обаяние, уравновешенность и т.п.

Перечисленные факторы формируют авторитет руководителя. В психологии управления существует несколько

разновидностей авторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет компенсации, педантизма, чванства и

подавления.

Авторитет расстояния формируется путем создания искусственных барьеров в контактах и передаче информации

между руководителями и исполнителями его решения. Эффект недоступности руководителя стимулирует подчиненного на

инициативные решения (в случае, если исполнитель решителен и уверен в своих силах).

Авторитет доброты формируется в результате преувеличенного проявления чуткости, жалости и доброты к

подчиненным. Роль утешителя сплачивает подчиненных при выполнении решений руководителя. Однако данный авторитет

будет способствовать более длительному выполнению работы.

Авторитет компенсации создается при использовании сильных побудительных мотивов для выполнения задания. В

этом случае подчиненному важен не результат, а компенсация. Для скучных и тяжелых работ данный авторитет приносит

хороший результат (пример дрессировщика с тиграми: дал мясо, они делают трюк). 

Авторитет педантизма создается при детальной предварительной проработке руководителем задания и выдаче их

подчиненным. Жестокая регламентация заданий увеличивает вероятность их выполнения в срок. Здесь профессионализм

руководителя играет решающую роль. В этом случае роль исполнителя сводится к простой рутинной работе без элементов

творчества. Такой авторитет приводит к текучке кадров.

Авторитет чванства формируется путем искусственного раздувания авторитета руководителя в глазах подчиненных.

Данный авторитет может привести с одной стороны к эффективному воздействию руководителя на подчиненных как

самому, так и через других людей, и с другой стороны к завышенному самомнению руководителя и постепенной потере

стремления к повышению квалификации.

Авторитет подавления организуется в результате преобладания приоритетов власти над приоритетами основного

персонала организации. Однако непрофессиональное создание такого авторитета может привести к слабо воздействующим

угрозам и наказаниям, а также к бунтам среди персонала.

Немного о влиянии темперамента на РУР. Выделяют четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и

меланхолики.

Личности холерического темперамента предпочитают быстроты, оперативность и индивидуализм при РУР. Часто

данные качества важнее, чем детальная проработка решений. Однако холерики не успевают тщательно оценить ситуацию и

сформировать истинную проблему. Их решения чаще носят спонтанный характер. Данные решения характеризуются

высоким уровнем риска, решительного и бескомпромиссного. 

Личности сангвинического темперамента быстры и оперативны при РУР, однако индивидуализму предпочитают

коллективное обсуждение проблем и принятия решений. 

Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на РУР, чем на реализацию. Для

них важнее избыток информации, мнений, советов по решаемым проблемам. Данные  решения характеризуются высоким

уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы.

Личности меланхолического темперамента пытаются учесть все возможные последствия реализации решений. Часто

второстепенные проблемы возводят в роли первостепенных. Меланхоликам нужен больший объем информации, времени,

советов для РУР. Они принимают эффективные решения в области стратегии, управления и т.д.

В реализации действий по разработке управленческих решений редко встречаются люди с ярко выраженными чертами

этих личностей, чаще это промежуточные личности.

Также на процесс принятия решения оказывает влияние и пол лица, принимающего решение. В табл. 2.1 представлены

основные отличия мужских и женских стилей управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: