Понятие и элементы налоговой системы Российской Федерации

Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая системагосударства представляет собой совокупность видов взимаемых налогов, форм и методов их исчисления, сбора и использования налоговых поступлений, а также включает налоговые, таможенные и финансовые органы, органы внутренних дел. Основными элементами налоговой системы являются:

· совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;

· система полномочий органов государственной власти в области  налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

· государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты. [5.]

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения называется имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объекты налогообложения очень разнообразны. К ним относятся не только доходы (прибыль) юридических лиц и граждан, стоимость товаров и услуг, но и отдельные виды деятельности, объекты природопользования, операции с ценными бумагами и т.д. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.

· Понятие объекта налогообложения тесно связано с понятием налоговой базы. В российском законодательстве под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (Налоговый кодекс РФ, ст. 53). В более общем случае ее можно определить как часть объекта, в отношении которой непосредственно исчисляются налоги. Разница между понятиями налоговой базы и объекта связана с тем, что определенные части объекта могут облагаться в льготном режиме или вообще не облагаться налогом (например, необлагаемый минимум доходов или имущества). Таким образом, налоговая база не может превышать размер объекта налогообложения. [1.]

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Например, для налога на доходы физических лиц единицей измерения налоговой базы является 1 рубль доходов физического лица, полученных за отчетный период. Налоговая ставка определяется как размер налога в расчете на эту величину.

· Ставки налогов могут устанавливаться как в абсолютном выражении, так и в относительном (в процентах). Если ставка налога, исчисляемая в процентах от единицы налогообложения, не зависит от размера налоговой базы, налог называется пропорциональным. Однако, в ряде случаев налог имеет не единую ставку, а шкалу ставок, различные уровни которой применяются при различной величине налоговой базы. Налоги, имеющие шкалу ставок, могут характеризоваться как прогрессивные или регрессивные. При определении прогрессивности налога принято исходить из величины средней налоговой ставки, которая представляет собой соотношение суммы уплаченного налога и объема базы налогообложения. Если при увеличении налоговой базы средняя налоговая ставка растет, налог называется прогрессивным, а если снижается, налог – регрессивным. [14.]

· Примером пропорционального налога может служить налог на доходы физических лиц, взимаемый в настоящее время по единой ставке 13% (исключение составляют только отдельные виды доходов, такие как выигрыши в лотереи, превышение выплат по договорам добровольного страхования и некоторые другие). Ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50.000 руб. в год, 20% - от 50.000 до 150.000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб. [8.]

· Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для различных налогов налоговые периоды могут быть разными. Так, в России для налога на добавленную стоимость налоговым периодом является календарный месяц, для налога на доходы физических лиц - календарный год. [13.]

    Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в

пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В Российской Федерации действуют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные. Федеральными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными — налоги и сборы, устанавливаемые федеральным и региональным налоговым законодательством и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные законодательные (представительные) органы определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налога; формы налоговой отчетности; налоговые льготы. Остальные элементы налогообложения устанавливаются федеральным налоговым законодательством. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в порядке и пределах, установленных федеральным законодательством, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налога; формы налоговой отчетности; налоговые льготы. [17.]

Принадлежность налога к конкретному уровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов только бюджета соответствующего уровня (федеральный налог — федеральный бюджет, региональный налог — региональный бюджет и т.д.). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством может быть предусмотрено полное или частичное закрепление конкретных федеральных (или региональных) налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. К федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль организаций;

налог на доходы физических лиц;

государственная пошлина;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

водный налог.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

транспортный налог;

налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов и сборов в Российской Федерации применяются специальные налоговые режимы и соответствующие им налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый  сельскохозяйственный налог и закрытый перечень «традиционных» налогов);

2) упрощенная система налогообложения (единый налог при упрощенной системе налогообложения и закрытый перечень «традиционных» налогов);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог на вмененный доход и закрытый перечень «традиционных» налогов);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (закрытый перечень «традиционных» налогов).

Налоговая система любого государства включает не только законодательную регламентацию перечня обязательных платежей, порядка их исчисления и уплаты. Налоги - это отношения принуждения, поэтому немаловажное значение имеет создании эффективной системы налоговых органов, обеспечивающих полное и своевременное изъятие обязательных платежей в бюджет государства.

К числу основных задач налоговых органов относятся:

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

· организация и ведение учета налогоплательщиков;

· учет и анализ динамики поступления налогов по видам обязательных платежей, категориям плательщиков, территориям; информирование федеральных, региональных и местных органов власти о поступлении налогов;

· участие в разработке налоговой политики и налогового законодательства; совершенствование функционирования налоговой системы путем методических разработок, внедрения новых форм информационного обеспечения и др.; контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением,

· разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

· возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

· оказание консультационных услуг налогоплательщикам; разъяснительная работа по применению законодательства о налогах и сборах. [7.]

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения(таможенные органы).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. [15.]

Контроль в области налогообложения и налогового учета осуществляют налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (Федеральная налоговая служба Министерства финансов и ее подразделения в РФ). [11.]

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы и порядок заполнения налоговой отчетности. Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: