Размещение акций на фондовом рынке

 

Согласно российскому законодательству, размещение ценных бумаг начинается через две недели после раскрытия информации о регистрации выпуска ценных бумаг с тем, чтобы все заинтересованные инвесторы получили доступ к информации о ценных бумагах и могли воспользоваться предложением по их приобретению. Период размещения определяет заранее в документах по выпуску ценных бумаг, однако не может быть более года со дня утверждения советом директоров компании решения о выпуске ценных бумаг.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает преимущественное право акционеров приобрести акции нового выпуска до их предложения иным инвесторам. По общему правилу срок, в течение которого акционеры могут реализовать свое право, составляет 45 дней, однако такое положение вещей создавало существенные трудности при проведении публичных эмиссии – срок размещения необоснованно затягивался и эмитент сталкивался с трудностью определения справедливой цены предложения акций по завершении осуществления акционерами преимущественного права. Изменения, недавно внесенные в законодательство, позволили упростить процедуру первичного размещения: теперь в случае, если эмитент размещает выпуск через фондовую биржу или с привлечением  брокера, применяется сокращенный срок преимущественного права – 20 дней[52]. После завершения приобретения акций действующими акционерами, акции могут быть предложены иным инвесторам.

Акции должны размещаться по их рыночной цене, при этом для акционеров- владельцев голосующих акций компании, осуществляющих преимущественно право приобретения ценных бумаг, цена размещения может быть установлена на 10 % ниже по сравнению с ценой размещения для остальных приобретателей.

Объявление эмитента об открытой подписке на акции является публичной офертой – предложением эмитента к неограниченному кругу лиц о приобретении акций нового выпуска. Лица, пожелавшие приобрести акции, в течение срока размещения направляют свои заявки андеррайтеру эмитента.

В начале 2006 г. в утвержденный ФСФР порядок включения ценных бумаг в котировальные листы бирж[53], были внесены изменения: специально для целей первоначальных публичных эмиссий был введен котировальный список "В", в который включаются акции эмитентов, впервые размещающих акции путем открытой подписки, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу. Включение акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 3 месяцев с даты окончания размещения акций на фондовой бирже. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой котировальный список (в список ценных бумаг, допущенных к торгам без прохождения процедуры листинга) при условии соответствия акций и эмитента требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий котировальный список (для допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга).

Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным ФКЦБ, а также внутренними документами фондовых бирж (правилами допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг) определяются конкретные требования к эмитентам для допуска их ценных бумаг к обращению через фондовую биржу, а также правила и процедуры листинга и делистинга ценных бумаг.

Ведущими организаторами торговли в России являются фондовые биржи ММВБ и РТС, на которых проводились размещения IPO российских компаний.

По окончании размещения, по общему правилу, в срок не позднее 30 дней эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ценных бумаг, который рассматривается и регистрируется ФСФР в течение еще 14 дней. Однако в соответствии с новой редакцией Стандартов эмиссии, вместо представления на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска, эмитент представляет уведомление об итогах выпуска, а собственно итоги размещения регистрирует биржа. Это возможно в том случае, когда размещение осуществляется посредством фондовой биржи, услуги по размещению ценных бумаг оказываются андеррайтером (имеющим лицензию брокера), размещение осуществляется путем открытой подписки, и одновременно осуществляется листинг ценных бумаг – внесение их в котировальный список «В». Такое нововведение позволяет в максимально короткие сроки начать вторичное обращение размещенных акций, т.к. до регистрации отчета об итогах выпуска (уведомления ФСФР) совершение сделок с ценными бумагами запрещено действующим российским законодательством[54].

Зарубежные правила размещения акций через фондовую биржу отличаются от российских, учитывая, что российские эмитенты размещают за рубежом расписки на акции, и определяются законодательством страны, где проводится размещение, а также  требованиями соответствующих фондовых бирж. Так, американская процедура не предусматривает регистрации в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам  отчета об итогах выпуска ценных бумаг, поэтому их вторичное обращение может осуществляться непосредственно после даты IPO.

Выход компании на фондовый рынок дает ей широкие возможности по привлечению финансовых средств, получению рыночной оценки компании, повышению ее престижа, расширению бизнеса и спектра деловых связей.

Издержки, которые при этом понесет эмитент, зависят от объема IPO, места размещения, инвестиционного банка, привлеченного к организации выпуска, и иных индивидуальных факторов. При этом расходы на IPO составляют значительную сумму и включают:

- комиссионное вознаграждение, выплачиваемое андеррайтеру: как правило 5-7 % от суммы размещенных средств;

- расходы на государственную регистрацию: пошлины, сборы и иные платежи;

- инфраструктурные сборы: плата депозитарию, фондовой бирже, платежному агенту (зависит от площадки размещения);

- расходы на вознаграждение юридическому и иным консультантам, осуществляющим помощь эмитенту в процессе IPO;

- прочие расходы: на информационные услуги, подготовку материалов, организацию встреч с эмитентами, почтовые расходы на рассылку материалов и т.п.

После проведения IPO компания, ранее не имевшая публичного статуса, приобретает таковой, в связи с чем у компании появляется ряд обязанностей, которые она будет выполнять.

Согласно российскому законодательству, компания, осуществившая публичный выпуск ценных бумаг и зарегистрировавшая их проспект, обязана публиковать ежеквартальные отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности на информационном веб-сайте эмитента, а также раскрывать в средствах массовой информации сообщения о существенных событиях, влияющих на деятельность компании и стоимость ее ценных бумаг, включая сведения о решениях, принятых органами управления, об изменении финансового положения компании, об изменениях в составе акционеров и др.

Публичный статус компании предполагает ее ответственность перед акционерами, инвесторами, социальную ответственность, в связи с чем компания привлекает к себе пристальное внимание средств массовой информации и контролирующих органов. Отныне ее деятельность должна соответствовать наиболее высоким стандартам корпоративного управления, компания не должна допускать нарушений законодательства, обязана вести активную работу по информированию инвесторов и акционеров.

Компания, которая провела размещение ценных бумаг за рубежом, подвержена также контролю со стороны регулятора фондового рынка, на котором проводилось IPO, сообщества инвесторов, и должна соответствовать заявленному статусу, поддерживать свой имидж. Так, согласно правилам, действующим в США, компания, которая провела размещение на американских площадках, обязана раскрывать информацию согласно требованиям SEC, включая требования, направленные на запрет использования инсайдерской информации, манипулирования ценами и др. В этом случае отчетность и ответственность менеджеров и акционеров компании является более высокой, чем в случае размещения акций лишь на отечественных площадках.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: