Основные виды деятельности президентского представителя определяет "Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и подвергалось незначительной корректировке указами 2000-2010 гг. Данный документ определяет положение полномочного представителя в нескольких плоскостях.
Основными задачами полномочного представителя согласно п. 5 Положения являются:
· организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
· организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти;
· обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;
·представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение соответствующих предложений.
В функции полномочного представителя согласно п. 6 Положения входят:
· обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти;
· анализ эффективности деятельности правоохранительных органов, а также состояния кадровой обеспеченности в указанных органах;
· организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
· разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программ социально-экономического развития территорий;
· согласование кандидатур для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности, если назначение на них осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;
· организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
· согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа либо субъекта Федерации;
· согласование представлений о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента РФ, о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, а также вручение указанных наград;
· вручение по поручению Президента РФ удостоверений судьям арбитражных судов субъектов Федерации, федеральных судов общей юрисдикции;
· участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
· организация по поручению Президента РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
· внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
· взаимодействие с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Таким образом, основные функции полномочных представителей могут быть сгруппированы по четырем группам:
· обеспечение проведения Президентом РФ внутренней и внешней политики;
· контроль за соблюдением законодательства;
· кадровая политики Президента РФ;
· информирование Президента РФ о состоянии безопасности в округе.
Основные полномочия полномочного представителя согласно п. 7 Положения таковы:
· запрашивать необходимые материалы от Администрации Президента РФ, федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
· направлять своих представителей для участия в работе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
· пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти;
· использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
· организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;
· направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
· вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей территориальных органов и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
· привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а также сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;
· образовывать совещательные и консультативные органы.
Таким образом, полномочия полномочного представителя достаточно обширны. Основные направления деятельности полномочного представителя президента и его компетенция исходят из его положения в системе вертикали исполнительной власти во главе с Президентом РФ и создают своеобразный территориальный уровень верховной исполнительной власти с делегированием ему определенных, хотя и значительно ограниченных, с точки зрения принятия решений, функций представительства интересов федерального центра в отдельных регионах.
В Службе Главного Федерального инспектора, как в аппарате Полномочного представителя Президента работают 7 советников, выполняющих различные функции. Советник по социальным вопросам и приоритетным национальным проектам согласно должностным обязанностям выполняет следующие функции:
1. Работа по координации и взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, главными управлениями образования и здравоохранения курганской области по направлению реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»:
- мониторинг ситуации: официальный запрос информации, анализ полученной информации;
- подготовка материалов к заседаниям рабочей группы при ГФИ;
- по поручению ГФИ участие в работе заседаний, совещаний, проводимых органами исполнительной власти по данной тематике;
- отработка оперативной информации для полпреда.
2. Обеспечение реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса»:
- контроль и анализ реализации федеральных целевых программ социально-экономического блока, в том числе ФЦП «Жилище». ФЦП «Уничтожение химического оружия», ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» и других по направлению деятельности.
- подготовка материалов по направлениям деятельности для рабочих поездок Главного федерального инспектора в курганской области.
3. Работа по координации деятельности и взаимодействию с главными управлениями социальной защиты населения, образования и здравоохранения Курганской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по направлению реализации социальной политики государства:
- анализ ситуации по обеспечению доступности и качества медицинских услуг, участие и организационное обеспечение мероприятий контрольного департамента аппарата полпреда;
- по поручению ГФИ информирование аппарата полпреда о выполнении мер по улучшению демографической ситуации, повышения эффективности семейной политики;
- анализ обеспечения доступности и качества образования;
- мониторинг обеспечения социальных гарантий граждан, по поручению аппарата полпреда анализ и подготовка соответствующей информации.
4. Работа по организации контрольных мероприятий:
- по реализации Указов, Посланий и поручений Президента РФ по приоритетным национальным проектам и вопросам социально политики;
- по реализации Свободных планов контрольной деятельности аппарата полномочного представителя.
Полномочия представителя весьма обширны и зеркально отражают многие проблемы федеративных отношений в современной России. Президентские указы создали прочную основу положения его представителя в механизме исполнительной власти, но их нормативная сила по значимости института в системе управления страной явно недостаточна. Статус полномочного представителя Президента РФ по его положению в механизме исполнительной власти, значимости регулируемых отношений должен определять как минимум федеральный, а может быть, и конституционный закон. По крайней мере, этот институт, уже набравший политический вес в регионах и показавший значимость, должен быть поставлен в четкие законодательные рамки с уточнением компетенции и делегированием ряда властно-контрольных полномочий, связанных, например, с приостановлением реализации решений органов исполнительной власти, временным отстранением руководителей федеральных органов в регионе до решения вопроса о соответствии их занимаемой должности при совершении правонарушений или грубых нарушениях законности, предоставления права инспектирования их деятельности и т.п. Это значительно повысило бы контролирующие функции представителя Президента и ответственность его (находящегося при нем достаточно большого аппарата) за эффективность представления интересов Федерации в регионе.