МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По учебной дисциплине «Экономика и социологии труда»
на тему:
«Совершенствование трудовой деятельности бортпроводника на основе функционально-стоимостного анализа».
Москва 2009
Содержание
Введение
2. Аналитическая часть.
2.1 Подготовительный этап.
2.1.1 Рабочий план проведения ФСА.
2.2 Информационный этап.
2.2.1 Штатное расписание службы бортпроводников.
2.3 Аналитический этап.
2.3.1. Функционально-стоимостная диаграмма.
|
|
2.3.2 Пример определения затрат на осуществление функций бортпроводника.
2.3.3 Формулировка и классификация функций бортпроводника.
2.3.4 Схема функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими функциональными подразделениями для основных и вспомогательных функций.
2.3.5 Матрица попарных сравнений основных и вспомогательных функций бортпроводника.
2.3.6 Сводная матрица попарных сравнений основных и вспомогательных функций бортпроводника.
2.3.7 Совмещённые диаграммы значимости функций.
2.3.8 Определение показателей качества функций бортпроводника.
2.3.9 Анализ совмещенных диаграмм значимости функций и затрат на их осуществление, значимости функций и уровня их качества.
3. Проектная часть.
3.2 Творческий этап.
3.2.1 Пути повышения эффективности деятельности бортпроводника.
3.2.1 Пример заполнения карточек идей.
3.3 Исследовательский этап.
3.3.1 Фрагмент сравнительной организационно-экономической оценки вариантов поданных идей и предложений по повышению эффективности выполнения отдельных функций.
3.4 Рекомендательный этап.
3.4.1 Изменение затрат и уровня качества функций бортпроводника в результате осуществления мероприятий.
3.5 Этап внедрения.
3.5.1 Фрагмент плана – графика внедрения проекта.
4. Заключение
5. Список литературы.
Введение
Хочется отметить, что на рынке ряд компаний, деятельность которых, требуют к себе особого внимания. Например авиакомпания, задача которой является, перевозка пассажиров на воздушном судне и обеспечение безопасности пассажиров, выполняющих авиакомпанией. Ответственное лицо за обеспечение безопасности полётов, является бортпроводник, поэтому в данном курсовом проекте, будет рассматриваться должность бортпроводника. Бортпроводник выполняет огромное множество различных функций, несёт ответственность за жизни многих людей, за ценные грузы, за крупные суммы денег, оружие и т.д, но нашей задачей является выделить самые основные, а так же вспомогательные функции этой должности. Нам необходимо определить конкретные задачи функционально-стоимостного анализа, что будет включать в себя составление рабочего плана бортпроводника.
|
|
Главной задачей курсового проекта является разработка программы по снижению затрат по функциям. Так же необходимо осуществить анализ и классификацию функций, их декомпозицию, анализ функциональных взаимосвязей между бортпроводником и другим подразделениями. Так же в данном курсовом проекте мы рассмотрим рекомендации по совершенствованию функций бортпроводника.
Настоящий курсовой проект ставит своей целью:
- закрепить теоретические знания в исследование социально-экономических проблем труда;
- научить методам аналитической и практической работы в области совершенствование трудовой деятельности;
- подготовить студента к самостоятельной работе над дипломным проектом.
Таким образом, приступим к курсовому проектированию.
Аналитическая часть.
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе определим конкретные задачи проведение ФСА, составим рабочий план проведения ФСА бортпроводника(табл.1), проведём комплексное обследование деятельности, в результате которого выявим узкие места в работе бортпроводника.
Рабочий план проведения ФСА. Таблица №1.
№п/п | Наименование этапа ФСА | Содержание этапов | Информация для выполнения этапов | Источник информации | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Подготовительный | 1.Обосновывается выбор объекта анализа. 2. Определяются конкретные задачи проведения ФСА. 3.Составляется рабочий план проведения ФСА. | Методические указания. | РПП, должностная инструкция. | Бортпроводник, бригадир. | |
2 | Информационный | Осуществляется отбор, систематизация и изучение данных. | Методические указания. | РПП, НПП, аварийное расписание, должностная инструкция, штатное расписание, стандарты авиакомпании. | Начальник службы бортпроводников, начальник инструктор 1-ого и 2-ого отделения. | |
3 | Аналитический | 1.Осуществляется формулировка,анализ и классификация функций. 2.Анализ функциональных взаимосвязей между функциональными подразделениями. 3.Стоимостная оценка функций, степень значимости функций,степень и причины несоответствия между значимостью функций, уровнем затрат и количеством их осуществления. 4. выявляются резервы совершенствования трудовой деятельности бортпроводника. | Методические указания, функционально-стоимостная диаграмма, матрица попарных сравнений, сводная матрица попарных сравнений, совмещённые диаграммы значимости функций, определение показателей качества функций управления, анализ совмещённых диаграмм значимости функций. | Должностная инструкция, РПП, инструкция 220»У». | Бортпроводник, бригадир. | |
4 | Творческий | Выявляются способы выполнения функций бортпроводника, предварительно оцениваются и набираются наиболее реальные из них. | Основа- аналитический этап. | Должностная инструкция, РПП, НПП. | Бортпроводник, бригадир. | |
5 | Исследовательский | 1. Даётся сравнительная технико-экономическая оценка вариантов совершенствования трудовой деятельности, осуществляемая на основе заключений экспертизы. 2. Отбираются рациональные для реализации варианты. | Проводится на основе заключений экспертизы с использованием действующих методических материалов по расчёту экономической эффективности. (таб 20) | Должностная инструкция. | Бортпроводник, бригадир. | |
6 | Рекомендательный | 1 Рассматриваются и утверждаются рекомендации по совершенствованию функцию бортпроводника. 2. Рассчитываются затраты на разработку рекомендаций и их внедрения, ожидаемая экономическая эффективность. | Таблица 17,18. | РПП, НПП. | Бортпроводник, бригадир. | |
7 | Внедрения | 1.Ведётся социально-психологическая, профессиональная, материально - техническая подготовка бортпроводника. 2. Разрабатывается система материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценивается фактическая экономическая эффективность от внедрения результатов ФСА. 3. Разрабатывается план-график внедрения рекомендаций. | Таблица 17 18. 20. | РПП, должностная инструкция, аварийное расписание, стандарты авиакомпании, инструкция 220 «У». | Начальник учебного центра, начальник отделения, бортпроводник – инструктор, представитель, бригадир, начальник бригады цеха борт-питания. |
|
|
Основной деятельностью авиакомпании является перевозка пассажиров в нужный пункт назначения.
Главной целью является увеличение прибыли для расширении авиа парка и перевозок пассажиров. Так как компания слишком крупная, в ней множество подразделений, люди осуществляют некие деяния для поставленных целей и задач. Как и в любой организации, в компании есть подразделение обязанностей: (высшее начальство, офисные сотрудники(бухгалтерия и т.д), службы безопасности, инженерный состав, лётный состав и т.д. На примере лётного состава в курсовом проекте будет рассматриваться должность бортпроводника. Выбор бортпроводника в качестве объекта анализа объясняется особой его ролью, а именно как лицо авиакомпании.
Главной задачей бортпроводника является обеспечение безопасности пассажиров на борту воздушного судна, что включает в себя своевременную проверку аварийного оборудование(наличие пломбы, отсутствие внешних повреждений и т.д.), внимательный досмотор воздушного судна до и после полёта, выявление пассажиров, которые могут нести опасность в течение всего полёта(алкогольное опьянение, что влечёт за собой курение в туалетах) и т.д. Так же необходимо отметить, что бортпроводник-это лицо авиакомпании, следовательно, бортпроводнику необходимо создать комфортные условия для пассажиров на борту воздушного судна, а именно: качественное обслуживание пассажиров питанием во время полёта, своевременное оказание первой медицинской помощи, обслуживание пассажиров товарами «аеротрейд», индивидуальный подход к каждому пассажиру. Так же в процессе своей деятельности бортпроводник несёт ответственность за оборудование на самолёте, груз(багаж), бытовой инвентарь.
|
|
Задачи функционально-стоимостного анализа трудовых процессов бортпроводника:
-рационализация функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими подразделениями авиакомпании;
-повышение качества выполнения функций;
-повышение эффективности деятельности бортпроводника;
-уточнение функций бортпроводника;
Информационный этап.
Сбор, изучение и систематизация данных, характеризующих организацию труда и трудовых процессов, проведём на информационном этапе.
Источником информации является следующая документация: должностная инструкция бортпроводника, штатное расписание, НПП – это документ по наставлению полётов, а так же РПП- это документ по руководству полётов, стандарты компании,аварийное расписание, инструкция 220»У» и др.
Изучение данных включает:
- описание состава и содержание выполняемых функций объекта анализа;
- уяснение сущности объекта анализа;
- характеристику применяемых технических средств, информации, используемой объектом в своей работе;
- изучение планируемых мероприятий по совершенствованию трудовых процессов;
- подготовку информации для определения затрат на выполнение функций бортпроводника на основе нормативной документации и экспертного опроса, а так же в результате изучения штатного расписания.
Штатного расписание на одного бортпроводника не существует, а так как источником информации служит служба бортпроводников, то на примере рассмотрим штатное расписание службы бортпроводников. Штатное расписание службы бортпроводников представлено в таблице 2.
Структурно служба бортпроводников состоит из двух отделений: 1-ое отделение бортпроводников, 2-ое отделение бортпроводников. Поделены бортпроводники на два отделения только для удобства, чтобы было легче отслеживать в каком состояние находится документация бортпроводников, и соответственно службе планирование было легче планировать в рейс. Так же нужно отметить, что все обучения, собрания, ВЛП, ОЗП, конференции и т.д проблематично проводить сразу всем бортпроводникам, соответственно, было создано два отделения.
Таблица №2