В) Интуиция, виды интуиции

 

Помимо способностей чувственно-образного и рационального познания человек обладает ещё одной уникальной познавательной способностью – интуицией. Интуицию нельзя отнести ни к чувственному, ни к абстрактно-логическому познанию. Это совершенно особая способность, позволяющая получать знание непосредственно.

Определить интуицию и изучать её рациональными средствами достаточно сложно, потому что она по своей природе иррациональна.

Чаще всего интуицию определяют как способность непосредственного усмотрения истины, или непосредственное знание. Непосредственность называется одним из главных признаков интуиции, тогда как чувственно-образное и рациональное познание являются опосредованными. «Посредниками» между объектом и познающим субъектом в первом случае выступают органы чувств (выше была показана зависимость чувственной ступени познания от строения и функционирования рецепторов), а во втором – абстрактно-логические способности человека. Именно органы чувств и разум приносят и обрабатывают информацию, обладателем которой становится человек. В случае интуитивного получения знания этот процесс осуществляется непосредственно. Как это возможно? Ведь органы чувств и разум работают почти постоянно. Для того чтобы они «не мешали» интуиции, их необходимо «отключить». Такого отключения на Востоке добиваются путём медитации. Этим же способом высвобождения «непосредственного знания» пользовались и древние греки (вспомним: Пифагор со своими учениками большую часть времени проводил, занимаясь медитацией). Видимо, благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности. Объект познания схватывается в интуиции целиком, тогда как разум сначала разделяет объект на части, познаёт каждую в отдельности, затем пытается произвести процедуру синтеза, но это не всегда удаётся. Таким образом, главными особенностями интуитивного познания являются целостность и непосредственность.

Наличие этой способности у человека признают многие выдающиеся ученые нашего времени. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто даже меняются коренным образом, а это было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. Он убедился, по его словам, в неизбежном влиянии на научное исследование индивидуальных особенностей мышления ученого, имеющих не только рациональный характер.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда в разной степени) способностью, как и чувственное восприятие и абстрактное мышление.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения за людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек производит выбор своих действий, предчувствуя, что нужно поступить именно так, а не иначе.

История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученые, конструкторы, художники или музыканты достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки. Эйнштейн А. говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.

С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р. Декарта, некоторые аспекты кантовской философии.

Рассел Б. отмечал, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой работы оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать подсознательного вызревания идей, что было результатом напряженных размышлений. Когда я работаю над книгой, - писал он,– я вижу ее во сне почти каждую ночь. Не знаю, возникают ли при этом новые идеи, или оживляются старые, зачастую я вижу целые страницы и могу во сне прочесть их.

Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда заслуживает такого названия. В мышлении нередки, например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере человека.

Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату.

Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить никаких воспоминаний о пережитом интуитивном прозрении. Одно замечательное наблюдение было сделано американским математиком Леонардом Юджином Диксоном. Его мать и её сестра, которые в школе были соперницами по геометрии, провели долгий и бесплодный вечер над решением какой-то задачи. Ночью матери приснилась эта задача: она стала решать ее вслух громким и ясным голосом; её сестра, услышав это, встала и записала. На следующее утро в ее руках было уникальное решение, неизвестное матери Диксона. Этот пример, помимо всего прочего, иллюстрирует и неосознаваемый характер явления, называемого «математические сны».

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

- неожиданность решения задачи;

- неосознанность путей и средств ее решения;

- непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

У разных людей, в различных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т. п.

Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют и особенности интуиции агронома, врача, биолога-экспериментатора. Выделяют такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т. п.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической.

Стандартизированную интуицию называют интуицией – редукцией. Пример: врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П.Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной.

Можно сказать, что в данном случае, как и вообще при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного под общее. В этом отношении интуиция действительно проступает как редукция, и никакой новизны в ней как будто и нет. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по неоднозначному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы. Поскольку при такой интуиции все же применяется определенная «матрица»-схема, постольку сама она может быть квалифицирована как стандартизированная.

Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин, выступая как ученый-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

Эвристическая интуиция имеет свои подвиды. Очень важно её подразделение по гносеологическому основанию, т. е. по характеру результата. Интерес представляет точка зрения, согласно которой сущность творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной.

Примеры эйдетической интуиции – наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданное Резерфордом. Эти представления не сводятся к простому воспроизведению данных непосредственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий.

Примеры концептуальной интуиции – возникновение понятия «нейтрино» у Паули или понятия «кватернион» у Гамильтона. Эти понятия возникали не путем последовательного логического рассуждения, а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувственных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению Эйнштейна).

К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие подсказки.

Последний момент в некоторых случаях не обнаруживается, но значительная их часть связана с действием «подсказки», которая служит пусковым механизмом для интуиции.

Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задач или проблем, ведет к определенным практическим рекомендациям.

- Субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным дисциплинам, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, научно-фантастическую, художественную и детективную литературу, научно-популярные статьи, журналы, газеты.

- Поскольку интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере и продолжается даже при отключении субъекта от проблемы, постольку можно сделать вывод, что такое временное отключение может оказаться полезным. Таким образом, после серьезной работы над проблемой нужно откладывать ее решение на некоторое время и заниматься другими проблемами.

- Субъект должен внимательно относиться к содержанию своих сновидений, хотя не следует переоценивать их значение в проявлении интуиции.

Конкретное изучение механизма взаимодействия сознания с бессознательным и подсознательным может дать в руки ученых реальные средства управления процессом интуиции и существенно воздействовать на их творческую способность.

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется. Возникшая в голове ученого или конструктора догадка должна быть проверена. Проверка же гипотезы осуществляется в практике научного исследования. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Доказательство включает в себя обращение к чувственным восприятиям некоторых физических предметов и явлений, а также логические рассуждения, аргументы. В дедуктивных науках доказательства представляют собой цепочки умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемым тезисам.

Таково отношение к интуиции в европейской рациональной культуре. Однако Восток даёт нам совершенно иной пример отношения к интуиции. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. Поэтому в традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное. Интуитивное знание там считается выше по уровню, чем знание рациональное. Кроме того, на Востоке научились высвобождать интуицию из оков разума путём изменения состояния сознания в процессе медитации. Поэтому знания, получаемые интуитивным путём, не являются неожиданными. Таким же образом достигается и непосредственность знания: в процессе медитации человек выходит за пределы своей субъективности и происходит слияние субъекта познания с познаваемым объектом. По-видимому, этот процесс следует понимать как подключение к информационному полю Вселенной и прямое считывание информации из реальности более высокого порядка.

Так как же выглядит процесс движения знания: прерывно или непрерывно? Если брать развитие науки в целом, то очевидно, что в этом общем потоке прерывности, обозначаемые на индивидном уровне интуитивными скачками, не дают о себе знать; здесь свои скачки, называемые революциями в науке.

Но для отдельных ученых процесс развития познания в их области научного исследования предстает по-другому: знание развивается скачкообразно, с перерывами, с «логическими вакуумами», но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида, развитие знания есть единство прерывности и непрерывности, единство непрерывности и скачка.

Итак, роль интуиции в познании чрезвычайно велика. Без нее многие научные открытия отодвинулись бы на много лет вперед, а может быть, мы до сих пор не знали бы ни теорию относительности, ни закон всемирного тяготения.

Каждый из нас наверняка сталкивался с этим пока еще не совсем разгаданным процессом. Не раз интуиция выручала нас из сложных проблемных ситуаций или помогала предвидеть итог того или иного нашего поступка.



Заключение

Из характеристики познавательного процесса как отображения окружающей реальности следует характеристика истины как правильного, адекватного ее отображения. Если же по какой-то причине адекватность отображения нарушается, деформируется, результат познания приобретает противоположный характер — заблуждение. Однако наше отображение никогда не является зеркальной копией реального мира, а если между реальным предметом и его познавательным образом не существует такого абсолютного сходства, то возникает вопрос о критериях различия между правильным и деформированным отображениями, между истиной и заблуждением. Объективность истины является одной из ее важнейших характеристик. Ее можно трактовать как независимость содержания нашего знания от людей и человечества, а не самого знания (то есть истины, поскольку она и есть знание) от человека. В этом ракурсе рассмотрения проблемы истины возникают вопросы этического характера. «Кто не знает истины, тот просто дурак. Но кто знает ее и называет неправдой, тот преступник», — именно такую оценку возможным отношениям к истине предоставляет Г. Галилей в осмыслении Б. Брехта.

Другой плоскостью познавательного процесса являются особенности его построения, в связи с чем речь идет о научном и ненаучном познании. Научное познание ограничено предметной структурой деятельности, оно ищет законы перехода предмета деятельности, то есть объектов в продукт. Особенностями научного познания выступают обоснованность, систематизированность, доказанность. Создание метода, методологической основы как условия воспроизведения объекта, который исследуется, обязательно. В научном познании истина становится превыше всего. Среди ненаучных методов познания выделяют художественное, религиозное, мифологическое, изотерическое и прочие. Эти формы постижения реальности не имеют четких рациональных критериев истинности и обоснованности.

Опытный уровень познания вырастает непосредственно из практики, сохраняя с ней теснейшую связь, которая заключается в том, что полученное таким путем знание является как бы непосредственной деятельной моделью объекта. В опытном познании «природа» знания явная, в связи с чем понятие «практика» выражается через достаточно широкий спектр терминов, среди которых «действие», «опыт», «физическая жизнь» и т. д. Таким образом, практику можно охарактеризовать как чувственно-предметную деятельность, которая направленная на непосредственное преобразование объективной реальности в соответствии с потребностями общества. Среди важнейших форм практики следует подчеркнуть следующие: материальное производство, преобразование естественного бытия людей; общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами: реформированием, революциями, войнами и т. д; научно-экспериментальная деятельность — активная по сравнению с наблюдением деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать конкретные свойства окружающего мира, которые его интересуют.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. И.Б. Гайдукова. Учебное пособие / Курск / 2006.

2. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова/ М., изд-во политической литературы/ 1987.

3. Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. Философия /М., Перспектива/, 2007.

4. Философия под ред. проф. О.А. Митрошенкова /М., Гардарики/, 2002.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: