1) Я, веселая, нарядная, в расшитой сорочке, вышла на террасу.
2) Сухой бурьян летел по пашням в даль, тёмную, неприветливую.
3) Лил дождь, косой и мелкий.
4) Машущая белыми полотнищами снега вьюга внушала ужас и восхищение.
5) Бекас, судорожно машущий крыльями, пролетел над кустом.
Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами
Поставьте, если необходимо, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.
1) Боясь упасть при спуске, мы решили пройти дальше вдоль ручья.
2) Князь говорил мне, что он будет работать и что, заработав денег, мы поедем.
3) Он стоял возле неё и глядел разинув рот.
4) Гости ещё посидели, но, опасаясь быть нескромными, вскоре отправились домой.
5) Он постоял немного, вслушиваясь в темноту, и поспешил к берегу.
|
|
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
Поставьте, если необходимо запятые, выделяющие вводные слова и предложения.
1) Скорее всего, я поступлю в университет.
2) Он даже не пытался прийти на помощь.
3) Это место казалось ему самым красивым в лесу.
4) Словом, поторопились мы выводами.
5) Однако, к удивлению моему, события стали развиваться по-другому.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Поставьте, если необходимо, запятые в сложносочиненном предложении.
1) Рано утром разбудил меня барабан и я пошёл на сборное место.
2) Я вынул из кармана недавно написанные стихи и по просьбе товарища прочёл их.
3) Берёзы за одну ночь пожелтели, и листья сыпались с них печальным дождём.
4) У меня была только синяя краска, но я затеял нарисовать охоту.
5) Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Поставьте, если необходимо, запятые в сложноподчинённом предложении.
1) Он обещал скоро вернуться, но не сказал когда.
2) Было непонятно, надолго ли мы покидаем эти места.
3) На поворотах нарты бросало, и, чтобы они не разбились о камни, я отталкивался ногами.
4) Он рассчитывал, что если бомбы взорвутся, то они его не зацепят осколками.
5) За чаем матушка сказала, что ночью был мороз и что в сенях замёрзла вода в кадке.
|
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Поставьте необходимые знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1) Не раны мучили его – раздражало сознание ненужности.
2) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
3) Попробовал бежать – ноги от страха не двигались.
4) Метель не утихала, небо не прояснялось.
5) Он чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
Запятые в предложениях со словом КАК
Поставьте, если необходимо, запятые в предложениях со словом КАК.
1) Карамзин привлёк к себе внимание прежде всего как автор «Истории государства Российского».
2) Лес, точно терем расписной, пестрит, горит, сияет.
3) Между кленами сияют просветы неба, как оконца.
4) В ту ночь они спали как убитые.
5) Вода блестела кругом, словно зеркало.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию.- М.: Школа-Пресс, 1999.
2. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2000.
3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974.
4. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: От выпускного до вступительного.- М.: Просвещение, 1997.
6. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л., 1977.
7. Белошапкова В.В. Современный русский язык: Учеб. Для филол.спец. высших учебных заведений.М.: Азбуковник, 1999. - 928 с..
8. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004;
9. Бабайцева В.В., А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004;
10. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1955 (и другие издания).
12. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.Леканта. 2-е изд. М., 1995.
13. Комплексный словарь русского языка. Под ред. А.Н.Тихонова: М.:Рус.яз.,2001. – 1229 с.
14. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
15. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 2002.
16. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;
17. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5-9 классы// под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2003;
18. Тростенцова Л.А., Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002;
19. Тростенцова Л.А., Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;
20. Фомина М.И. Современный русский литературный язык. Лексикология. М., 1978 и др. издания.
21. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч.1. М., 1981.