Структура тренировочных циклов
Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.
При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.
К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).
Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.
Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.
Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Программа по оздоровлению детей может включать в себя два курса:
Плавание как средство коррекции нарушения осанки
В настоящее время здоровые дети составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов и приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки.
Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже 28 - 29°С. Иначе не достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника.
Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания.
Примерная схема занятий для детей 9-10-летнего возраста
Заключение
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная систем. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.
Изучив данные первой главы, можно сделать вывод, что плавание с оздоровительной целью можно применять в занятиях со здоровыми детьми школьного возраста и, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам.
Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Необходимо руководствоваться такими принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип возрастания нагрузки и повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Эффективной организационно-технологической основой являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей школьного возраста.
Проанализировав данные второй главы, можно сделать вывод, что комплексное применение методов обучения плаванию, способствует прохождению учебно-тренировочного процесса на высоком уровне.
Список использованной литературы
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.
2. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание./ Пособие для инструктора-общественника. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.
4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. - М., 2001.
5. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать./Учебное пособие. - М., 1977.
6. Васильева В.В. Физиология человека. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.
7.Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию./Учебное пособие. – М., 1973.
8. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. – М.: «Советский спорт», 1990.
9. Епифанова В.А. Лечебная физическая культура. – М.: «Медицина», 2001.
10.Инясевский К.А., Никитинский Б.Н. Тренировка пловца./Пособие для тренеров. – Санкт-Петербург, 2000.
11.Карпман В.Л. Спортивная медицина./Учебное пособие для институтов. - М.: «Физкультура и спорт», 1980.
12. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: «Молодая гвардия», 1983.