Воспитание любви к родному краю через живопись в старшей дошкольной группе

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рас­сматривает иллюстрации в книжке и сам пытает­ся на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир [1, с. 12].

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

А. А. Блока пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» [2, с. 32].

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование лич­ности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «В период дет­ства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональ­ная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-твор­ческое начало. С помощью живописи дошкольников учат любить родной край, его природу, людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориен­тации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предме­там, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Рассмотрим подробнее основные функции изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения [4, с. 9].

Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произ­ведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.). При этом не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие сто мастерства, рассказывает, что побудило художника написать эту картину [2, с. 45].

При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему худож­ник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности ис­пользовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель под­черкивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

Любое произведение искусства строится по определенным, логичным пред­ставлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства [5, с. 44].

Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произ­ведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только разви­вать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознаком­лении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ.

Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников [9, с. 7].

 Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изобра­женных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осо­знанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления форми­руются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональ­ные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее рас­крывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении) Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Анализ программы «Пралеска» и методических рекомендаций показал, что задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду условно делятся на  четыре группы [8, с. 132].

Первая группа — содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа— изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художест­венные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа — эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

Четвертая группа—  воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-патриотические качества, формировать, какие чувства воспитывать в процессе обу­чения детей восприятию искусства.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства — живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и вырази­тельной стороны произведения, стараются дифференцировать, в их представ­лении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только назы­вать, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к со­держанию произведения.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах.

От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие средства выразительности, как пятно, линия, замечают контрастные по цвету изображения. В средней группе дети воспринимают форму предметов, замен; выразительность позы, жестов, мимики. Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

Изменения происходят и в задачах по развитию патриотических чувств, эмо­ционального отношения к картине художника.  В старшей группе у дошкольников формируется эмо­ционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением пред­мета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию кар­тины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяс­нить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому [7, с. 5].

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изобра­женных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между со­держанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произ­ведения искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, граж­данских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, порт­ретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учиты­вают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явлении. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в кото­рых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает фор­мирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: