Понятие и сущность консолидированной (сводной) отчетности

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ (СВОДНОЙ) ОТЧЕТНОСТИ.. 4

1.1. Понятие и сущность консолидированной (сводной) отчетности.. 4

1.2. Принципы подготовки консолидированной (сводной) отчетности.. 4

II. ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ (СВОДНОЙ) ОТЧЕТНОСТИ.. 4

2.1. Процедура составления сводной отчетности в отечественной практике 4

2.2. Подготовка и представление консолидированной отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.. 4

III. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ КОНСОЛИДИРОВАНИЯ.. 4

IV. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 4

ПРИЛОЖЕНИЕ. 4

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития Российской Федерации одним из перспективных направлений совершенствования бизнеса является создание групп предприятий - концернов или холдинговых фирм, экономически связанных между собой, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует деятельность одной или несколько других.

Благодаря созданию концернов и холдингов предприятия, в них входящие, получают возможность доступа к новым технологиям, расширения сферы своей деятельности, развития деловых связей, привлечения новых квалифицированных работников, приобретения кредитов. Положительный момент заключается также в том, что образование групп предприятий позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал такого хозяйственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп предприятий открывает широкие возможности для проведения ряда групповых операций по экономии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, координации финансовых и материальных потоков внутри группы.

Балансы отдельных предприятий не могут дать адекватной информации для анализа функционирования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предприятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бухгалтерская отчетность - так называемая сводная бухгалтерская отчетность. Исходным моментом тут является то, что с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономическая единица, в которой дочерние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) предприятия занимают положение экономически не самостоятельных подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реальной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная отчетность, составленная с использованием специальных методов, устраняющих общие статьи и двойной счет.

Актуальность данной темы заключается в том, что в России составление консолидированной отчетности еще мало распространено и правила ее ведения пока не в полной мере отрегулированы на законодательном уровне.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей консолидированной отчетности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность консолидированной отчетности;

- изучить принципы подготовки и представления консолидированной отчетности;

-  рассмотреть особенности составления отчетности.

 

 

I. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ (СВОДНОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Понятие и сущность консолидированной (сводной) отчетности

 

Термин «финансовая отчетность» в настоящее время зачастую используется лишь при рассмотрении отчетности предприятия или организации, без углубления в их организационно - экономическую структуру.

Между тем современные крупные организации могут объединять в себе несколько предприятий с различной системой участия: под одним наименованием находится целая группа взаимосвязанных предприятий. Объединение компаний является, как правило, соединением самостоятельных предприятий в единую экономическую единицу в результате приобретения контроля одним предприятием над активами и производственной деятельностью другого предприятия. Нередким явлением является также слияние, или объединение, долей капитала. Обобщение коммерческих и финансовых результатов группы предприятий, рассматриваемых в качестве единой хозяйственной единицы, называют консолидацией.

При анализе деятельности групп предприятий их частные балансы не всегда могут дать комплексное представление об общих результатах деятельности, так как они являются ограниченными и утрачивают свои аналитические возможности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности. Консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение группы взаимосвязанных организаций.

Основная задача составления консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности - отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность.

Согласно пункту 1.3. Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность в следующих случаях:

1) если головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

2)  если головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом в соответствии с заключенным с ним договором;

3) если головная организация может другими способами определять решения, принимаемые дочерним обществом».

Некоторые вопросы, связанные с определением тех или иных понятий и терминов сводной отчетности находят свое отражение в российском законодательстве.

Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Российское определение дочернего общества, по существу, достаточно схоже с определением, данным в международных стандартах.

Хозяйственное общество признается зависимым (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Вместе с тем в России до сих пор нет четкой позиции в отношении того, как же следует именовать отчетность группы компаний, рассматриваемой в качестве единого хозяйствующего субъекта.

В Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности консолидированная отчетность названа сводной; в Концепции и проекте федерального закона «О консолидированной отчетности», - консолидированной.

Таким образом, отсутствие единой методологической основы приводит к тому, что на практике крупные российские компании все чаще используют понятие «сводная отчетность», в то время как термин «консолидированная отчетность» используется для обозначения отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

Согласно приказу «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», в период с 2008 по 2010 гг. должен состояться обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признаваемым стандартам.

Таким образом, к 2010 году все предприятия, составляющие консолидированную отчетность, должны будут представлять ее в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Консолидированная (сводная) финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов. Главная задача в области консолидированной (сводной) финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями. При составлении консолидированной отчетности ставится цель исключить влияние факторов, искажающих данные отчетности, на показатели деятельности группы в целом.

К числу потребителей информации консолидированной отчетности можно отнести: акционеров материнской компании и дочерних предприятий; внешних инвесторов; кредиторов; управляющий персонал группы; руководство и наблюдательный совет материнской компании и дочерних предприятий; государственные органы управления; покупателей; поставщиков; аналитиков и консультантов; деловые круги и общественность. Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким, как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов.

Таким образом, консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

Общая идея консолидации очень проста по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: