Контрукторско-технические мероприятия

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ        ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОРГАН ПО ОЦЕНКЕ РИСКА

(Аттестат аккредитации № ГСЭН.ЦОА.017 от 05.03.2004 г.)

 

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ТЕМЕ: «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА НА НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ». 1 этап – 10 автомагистралей в Центральном и советском районах г. челябинска

 

 

г. Челябинск, 2006 год

 

 

Реферат «Разработка комплекса мер по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население городов». – Челябинск, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области». – 2006.

Исполнители: Уральшин А.Г. (ответственный исполнитель и редактор), заслуженный врач Российской Федерации к.м.н. Гаврилов, А.П., Брылина Н.А., Никифорова Е.В., Бекетов А.Л.

Реферат адресован специалистам, связанным с решением вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения, а также работникам администраций, контролирующих и других органов, преподавателям, студентам, заинтересованной общественности.

 


Работа по теме: «Разработка комплекса мер по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население городов» выполнена ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» по заданию и при поддержке Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области с привлечением специалистов и опубликованных материалов из 13 организаций и посвящена актуальной теме - разработке, оценке и выбору комплекса мер по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население г. Челябинска (10 критических автомагистралей в Советском и Центральном районах) с целью отработки методологии выполнения аналогичных работ в г. Челябинске и других городах области. Материалы работы изложены на 184 страницах печатного текста, содержат 56 таблиц и 2 рисунка.

В работе даны рекомендации по применению общих мер для снижения влияния выбросов автомобильного транспорта на население путем проведения организационно-правовых, архитектурно-планировочных, конструкторско-технических и экотехнологических, эксплуатационных мероприятий.

Организационно-правовые мероприятия включают формирование нового эколого-правового мировоззрения, эффективную реализацию государственной экологической политики, создание современного экологического законодательства и нормативно-правовой базы экологической безопасности, а также меры государственного, административного и общественного контроля за выполнением функций по охране природы. Они направлены на разработку и исполнение механизмов экологической политики природоохранного законодательства на транспорте, экологических стандартов, норм, нормативов и требований к транспортной технике, топливно-смазочным материалам, оборудованию, состоянию транспортных коммуникаций и других.

Развитие международного правоохранительного сотрудничества, увеличение объемов загрязнения атмосферы, почв и других компонентов экосистем заставляет совершенствовать правовую базу регулирования природоохранных отношений на транспорте, гармонизируя ее с международными требованиями. Правовые документы разрабатываются федеральными законодательными органами власти и Правительство Российской Федерации, которые принимают Законодательные акты по безопасности движения транспортных средств и экологической безопасности, решения о проведении контроля технического состояния подвижного соста­ва. Они делегируют полномочия по регулированию, координации, инспекционному контролю в области экологической деятельно­сти министерствам и ведомствам Российской Федерации: Гос­стандарту, Госкомэкологии, в функции которых входит принятие государственных стандартов экологической направленности и безопасности транспортных средств; Министерству транспорта, которое разрабатывает научно-техническую документацию по лицензированию, сертификации, контролю головных организации и региональных подразделений.

К настоящему времени в Российской Федерации создана ос­новная правовая и нормативная база по вопросам экологической безопасности в автомобильно-дорожном комплексе, состоящая из правовых документов международного и общероссийского зна­чения.

Архитектурно-планировочные мероприятия обеспечивают совершенствование планирования всех функциональных зон города (промышленной, селитебной - предназначенной для жилья, транспортной, санитарно-защитной, зоны отдыха и др.) с учетом инфраструктуры транспорта и дорожного движения, разработку решений по рациональному землепользованию и застройке территорий, сохранению природных ландшафтов, озеленению и благоустройству.

При создании и развитии транспортных систем городов и населенных пунктов большая роль должна быть отведена разработке рациональных планировочных решений, способствующих снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Обеспечивая почти неограниченную мобильность, автомобили и скоростные автомагистрали явились важнейшими факторами расширения городских территорий. В целом в мире, по крайней мере, треть площади городов приходится на дороги и автостоянки. Несмотря на это, отведенных под дороги площадей недостаточно, что приводит к заторам.

    Снижение уровня экологической безопасности от воздействия транспорта возможно путем реализации комплексной программы развития города, включающей архитектурно-планировочные мероприятия. К ним относятся:

    - обеспечение безостановочного движения транспортных средств за счет строительства путепроводов, транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов;

    - увеличение числа полос движения на магистралях, развитие улично-дорожной сети, ликвидация узких въездов и выездов с шоссе;

    - регулирование транспортных потоков с помощью управляемых компьютером светофоров, внедрение информационных технологий управления движением (телематики), позволяющих использовать принцип «зеленой волны» для сокращения простоев подвижного состава;

    - организация одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью, имеющих сложившийся характер планировки;

    - выделение в центральной части городов территорий с запретом или ограничением на движение большегрузных автомобилей;

    - строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарно-защитных норм; прокладка дорог в обход заповедников и исторически сложившихся памятников; выделение специальных полос для движения городского транспорта и велосипедных дорожек, в целях поощрения жителей к отказу от использования личных автомобилей; учет в планировочных решениях городской застройки мест размещения зеленых насаждений, способствующих снижению загрязнения атмосферного воздуха.

    Для уменьшения транспортной нагрузки населенных пунктов и упорядочения транзитных потоков важным планировочным решением считается создание объездных кольцевых автомобильных дорог.  

    Снижение концентраций выхлопных газов в воздухе жилых кварталов может быть достигнуто за счет их рациональной планировки и застройки. Результаты изучения газозащитной эффективности различных типов застройки улиц с интенсивностью движения 1000-4000 автомашин в час приведены в таблице.

 

Таблица. Снижение концентраций выхлопных газов автотранспорта застройкой и элементами рельефа

 

Приемы застройки Снижение уровня загрязнения, %
Зонирование застройки (ближайшая к магистрали зона – здания коммунально-бытового назначения, вторая зона – малоэтажная застройка, третья – застройка повышенной этажности, четвертая – детские, лечебные и др. учреждения) до 90
Периметральная 9-этажная застройка 40-60
То же с арками со стороны магистрали 35-50
Свободная застройка при отсутствии защитного озеленения со стороны транспортного потока (80 м от магистрали) 30-75
Расположение проезжей части в выемке, на насыпи, на эстакаде 15-40

 

Примечание: уровень загрязнения на краю проезжей части магистрали с подветренной стороны принят за 100 %.

 

Из таблицы видно, что зонированием примагистральной застройки можно резко снизить концентрацию выбросов автомобилей в воздухе жилых кварталов. Достигаемый эффект обусловлен, с одной стороны, задерживающей по отношению к газам ролью зданий и, с другой, – улучшением аэрационного режима в застройке различной этажности. 

Конструкторско-технические и экотехнологические мероприятия позволяют внедрить современные инженерные, санитарно-технические и технологические средства защиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и объектах транспорта, технические новшества в конструкции как автотранспортных средств, так и объектов дорожного комплекса.

Экологическая безопасность автотранспорта будет повышаться за счет улучшения экологических показателей транспортных средств и сетей, совершенствования оборудования, применяемых в перевозочном процессе, при ремонте и техническом обслуживании всех элементов, связанных с автотранспортом.

Конструкторско-технические мероприятия, предназначенные для совершенствования транспортных средств, группируются по направлениям: повышение экономичности двигателей, снижение токсичности отработавших газов, использование экологически более чистых видов топлива, применение электрической энергии. Экотехнологические мероприятия предполагают разработку и внедрение современных инженерных систем, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на придорожные территории, водные объекты.



Контрукторско-технические мероприятия

Повышение экономичности двигателей достигается совершенствованием их конструкции и позволяет сократить потребле­ние топлива и соответственно снизить выбросы загрязняющих веществ. Одновременно обеспечивается сбережение топливно-энергетических ресурсов.

Работы по совершенствованию конструкции интенсивно ве­дутся, как для карбюраторных двигателей, так и для дизелей. К настоящему времени в этой области предложено много техниче­ских решений, и поиски продолжаются.

Улучшение рабочего процесса двигателя достигается, применением различных устройств в карбюраторе. К таким устройствам относится ограничитель разрежения, действующий на режиме принудительного холостого хода, позволяющий снизить расход топлива и масла.

Уменьшение сопротивления движению оказывает значительное влияние на сокращение расхода топлива. Для автомобилей это направление работ определяется правильным выбором передаточных чисел главной передачи и коробки передач.

Снижение токсичности отработавших газов достигается рядом технических решений, включающих установку нейтрализаторов отработавших газов, фильтров, использование присадок к топливу.

Окислительный каталитический нейтрализатор работает при температуре 680-880 К и осуществляет окисление СО и низкомолекулярных углеводородов в СО2 с эффективностью до 75-95%. Блок-носитель делают из керамической сотовой структуры гофрированной фольги (нержавеющая сталь толщиной 0,03-0,04 мм), в виде гранул из оксида алюминия, которые укладываются в металлический цилиндр, закрытый по торцам сетками.

Окислительно-восстановительный каталитический нейтрализатор по конструкции не отличается от окислительного, но дополнительно комплектуется кислородным датчиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: