Православное паломничество. Религиозные центры в Украине

В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:

1) по страновой принадлежности;

2) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;

3) по составу несущих монашеские обеты;

4) по возрасту монастыря.

Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:

1) монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;

2) монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;

3) монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;

4) монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;

5) монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;

6) монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;

7) монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов.

В результате многовекового исторического развития Украина в настоящее время является многоконфессиональным государством. Свыше 97 процентов зарегистрированных на сегодня религиозных обществ на Украине являются христианскими. Приблизительно половина из них есть православной традиции.

Остальные почти поровну разделяют католики и протестанты. К категории «традиционных» (по неофициальной терминологией) Церквей принадлежат три основных субъекта православной юрисдикции (Украинская Православная Церковь (в юрисдикции Московского Патриархата) — УПЦ МП, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата — УПЦ КП, Украинская Автокефальная Православная Церковь — УАПЦ), Украинская Греко—католическая и Римско—католическая Церкви, армянские общества, какими можно считать некоторые протестантские конфессии лютеран, баптистов, пятидесятников. На Украине также представлена одна из "дохалкедонских" Церквей — Армянская Апостольская Церковь. Проживают в стране и представители иудейства и мусульманства. В конце 80-х гг. ХХ в. появляются на Украине и неязыческие общества. Динамически растет количество сообществ других религиозных и религиозно философских течений (буддизм), в частности нетрадиционных и новейших религиозных движений.

Все эти конфессии прошли разный период своего развития, их деятельность отразилась на общественно духовной жизни Украины, они внесли заметный взнос в казну отечественной культуры. Большинство из этих конфессий имеют свои святыни, святые места и реликвии, их представителями построены многочисленные достопримечательности сакральной архитектуры (монастырские комплексы, скиты, храмы, каплицы, молитвенные, но др.), которые являются неотъемлемой составляющей историко-культурного наследия Украины. Их святыни и религиозные центры становятся местом поклонения многочисленных паломников, посещаются отечественными и иностранными туристами.

Далее приведем краткую характеристику некоторых религиозных центров Украины.

Крехивский Василианский монастырь св. Миколая — известный и авторитетный религиозный центр Украины превратился за последние годы в значительную ячейку религиозного и познавательного туризма.

Монастырь расположен за 12 км от г. Жовкви и за 3 км от с. Крехова, среди покрытых буково-сосновыми лесами холмов Розточя, в подножии горы Побийной. Он является комплексом к которому входят церковь св. Миколая, колокольня, корпуса келий, хозяйственные здания и давние оборонные стены, с башнями.

За народными переводами, монастырь учредили монахи Киево-Печерской Лавры Иоил и Сильвестр. Они поселились в верховьях скалы, которая впоследствии получила название "Скала Иоила", кельях, и на ее вершине построили каплицу Покрови и рядом каплицу Петра и Павла.

В архитектурном ансамбле монастыря доминирует четырехъярусная колокольня (в 1759 г.) надстроенная над восточной башней и завершенная цилиндровой формы башней. Вдоль восточной оборонной стены двухэтажный дом монастыря, который построен в 1776 г. достройкой к краеугольной южной круглой башне. В 1902 г. вдоль юго-западной стены по проекту Й. Вишневского построен еще один монастырский корпус.

Главные монастырские ворота сначала находились в восточной стороне, но во второй половине XVIII вв. ее разобрали, а главный вход перенесли на северную сторону монастыря. Действующие теперь врата построены в формах барокко в 1776 г. К ней через оборонный ров переброшен каменный мост.

Свято-Троицкий Корецкий монастырь. Древняя обитель, которая ведет свою историю из ХІ в., расположена на берегу реки Коряга. Дважды монастырь разрушали: сначала монголо-татары в ХІІІ в., а в XV - крымские татары. В середине XVIII в. обитель почти 50 лет находилась под властью католиков. Но каждый раз после упадка с помощью корецких князей и местных жителей черницы возобновляли жизнь монастыря. Современный архитектурный комплекс монастыря сформирован в XVII-XVIII в.

Софийский собор — всемирно известная достопримечательность истории, архитектуры и монументального искусства первой половины ХІ ст. Собор построен в период расцвета Киевской Руси при княжестве Ярослава Мудрого. Название собора происходит от греческого слова "софия" — мудрость. Построенный как главный метрополитный храм Руси, Софийский собор был в давние времена общественно-политическим и культурным центром Киевского государства. В соборе происходили торжества по случаю "восхождения" на престол киевских князей, прием иностранных послов; около собора собирались киевские веча, здесь велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая отечественная библиотека.

Размеры собора: длина — 37 м, ширина 55 м, высота от пола к зениту центрального купола — 29 м. Это было прямоугольное сооружение, окруженное с трех боков двумя рядами открытых арочных галерей. Завершали собор 13 бань, покрытых листовым свинцом. Фасады храма были украшены декоративными нишами, орнаментом, живописью. Первобытные формы романского стиля собора сохранялись к XVII ст.

Свято-Успенская Святогорская Лавра - расположенная на правом берегу г. Сиверский Донец, на склонах нависших над водой живописных меловых гор, которые издавна называли Святыми. Документально Святые Горы известны из 1526 г. В письменных источниках монастырь в скале вспоминается верше под 1624 г. Существует две версии относительно основания монастыря. В соответствии с одной, монастырь учредили монахи Печерской лавры, которые пошли из Киева, разоренного монголами в середине ХІІІ в., а по второй версии - афонские монахи, которые шли на Русь по Северскому Донцу, это место напомнило им родную Святую гору Афон.

Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь - принадлежат к самым давним святыням Украины-Руси. Древние волынские переводы свидетельствуют, что в 1001 г. на высоком берегу реки Луга, киевский князь Владимир Святославич построил два храма и терем. Это место на западной границе Руси стало зимней резиденцией князя Владимира.

Монастырь Покров Божьей Матери -это давнее сооружение Харькова.

Храм построен в 1689 г. (высота 45 м, двухъярусный, в нижнем ярусе - зимняя Хрестовоздвиженская церковь, высота 6 м, а в верхнем - летняя Покровска).

Храм повторяет размеры и формы давних деревянных церквей здешнего края - Слобожанщины, является типичной украинской церковью, но каменной, с элементами российской архитектуры во внешней отделке. На западе храму построена в то же время с ним каменная четырехъярусная колокольня, которая имеет вид оборонной башни и входила в систему укреплений Харьковской крепости. Обитель при храме основана в 1726 г. Тогда же сюда из Белгорода перевели действующую там из 1721 г. Славяно-греко-латинскую школу и превратили ее в Харьковский коллегиум, который был выдающимся центром образования Слободской Украины к началу XIX в. Отсюда вышли много выдающихся духовных и светских деятелей в свое время. В 1786 г. к монастырю перенесли уважаемую на Харьковщине чудотворную Озерянску икону Божьей Матери, которая сначала была в Озерянский пустыни, а затем в Куряжский обители.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: