Рисунк 7. Годовой оборот товаров в рассчете на 1 магазин, 200 крупнейших розничных сетей мира, 1997г., (млн.дол.США)

                                                                                                                                       Источник: Management Ventures Inc., 1999

 

 


Наибольший товарооборот в мировой практике осуществляется через канал супермаркетов (рис.8) [28, c.111]:

 

 


Рисунок 8. Сравнительный анализ развития форматов магазинов

(динамика продаж 200 крупнейших розничных сетей, $ млрд.)

                                                                                                                          Источник: Management Ventures Inc., 1999

Оценивая российский рынок розничной торговли, многие эксперты отмечют низкую консолидацию розничных сетей, которые представлены большим числом независимых розничных торговцев, работающих преимущественно в средних и мелких форматах магазинов [30] (таб.13):

Таблица 13. Число розничных торговых точек

 

Регион 12 городов* Вся Россия**
Население, тыс. чел. 23,870 131,839

Универсальные магазины

Супермаркеты (300+ кв.м) 110  470 
Универсамы (300+ кв.м) 127  589 
Минимаркеты 321 1 566
Всего: 558  2 625 

Продуктовые магазины

Крупные продмаги (100 кв.м) 2 456  11 883 
Средние Продмаги (40-100 кв.м) 5 962  28 277 
Малые Продмаги (> 40 кв.м) 11 139 53 892
Всего: 19 557  94 051 

Специализированные продуктовые магазины

Специализированные продмаги 622  3 502 
Молочные 1 370  5 007 
Мясо-Рыба 1 681  7 558 
Булочные 4 222  20 367 
Кондитерские 1 252  5 420 
Сладости/ конфеты 822  3 490 
Фрукты-Овощи 1 920  8 988 
Вино-водочные 1 654 7 572
Всего: 13 543  61 904 

Специализированные непродуктовые магазины

Товары целевого спроса (электроника, мебель, др.) 1 240  6 467 
Все для дома 1 828  8 981 
Бытовая химия 1 982  9 638 
Парфюмерия/ галантерея 4 739  23 903 
Аптеки 5 495  28 440 
Товары для детей 444  2 532 
Канцелярские принадлежности 2 154  10 978 
Корм для животных 725 3 122
Всего: 18 607  94 062 

Магазины малого "удобного" формата

Киоски/ ларьки 8 114  42 489 
Павильоны 3 831  21 837 
Киоски мороженного 2 158  10 343 
Киоски печати 3 345  15 863 
Магазины на заправках 1 029  4 360 
Табачные киоски 1 088  4 324 
Фото-студии 2 378 11 024
Всего: 21 943  110 241 

Открытые рынки

Контейнеры 79 471  374 148 
/Число открытых рынков/ /846/ /4059/
ВСЕГО ТОЧЕК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 153 679  737 031 

* Данные исследований Источник: A.C.Nielsen, июль 2000

** Оценки экспертов на основе данных по 12 крупнейшим городам

 

По данным исследований, проведенным в 12 крупнейших городов России, на долю универсальных магазинов приходится не более 1% от числа всех торговых точек, наибольшее распространение получили малые “удобные” магазины [30] (рис.9):

 


 


Рисунок 9. Доля форматов магазинов в общей структуре розничной торговли

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                       Источник: A.C.Nielsen, июль 2000

Выводы:

Мировойрынок розничной торговли характеризуется высокой степенью консолидации. Наибольшие объемы продаж и темпы роста имеют самые активные операторы розничной торговли. Их основная стратегия - расширение бизнеса за счет поглощения мелких компаний на всех в наиболее развитых странах мира по всем континентам. 

 

Российский рынок розничной торговли остается все еще фрагментированным. Тем не менее, уже появляются первые признаки процесса укрупнения. Ряд российских розничных сетей начал организовывать закупочные альянсы. Некоторые крупные международные розничные гиганты готовы открыть свои представительства на отечественном рынке.

 

Работа с крупными розничными сетями требует от фирм-производителей умения строить взаимовыгодные отношения. Главные задачи, которые придется им решать, - это вопросы улучшения условий поставок и контроля над всем комплексом факторов, сопровождающих момент покупки товара конечным потребителем.

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: