Философия просвещения

На рубеже 17 и 18 веков в странах Европы и в том числе России складывается новая идеология, она получила название просвещение. Эта идеология включила в себя целый спектр различных вопросов, начиная с социально-экономических и заканчивая нравственными. Т.е идеология буржуазии. Принято выделять два поколения просветителей:

1. английское просвещение конца 17 начало 18 вв. (Д. Толанд)

2. и первое поколение французских просветителей (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, М. Монтескье), второе поколение (Ж.Ж. Руссо)

между французским и английским просвещением разница: английское более умеренное, так как оно складывалось после буржуазной революции, а французское просвещение более радикальное, т.к. оно подготовила французскую буржуазную революцию.

 

Основные идеи культуры просвещения.

1) Борьба за освобождения науки и философии от религии.

2) Борьба за освобождения человеческого разума от религиозных пережитков и суеверий, мистики.

Например, Д. Толанд утверждал, что из религии нужно удалить все то, что объявляется таинственным и непостижимым, он критиковал религию за склонность к мистике и иррационализму.

Он считал, что озарение и просветление путем которых человек открывает исходящая от Бога истина, на самом деле, на чем не отличается от обычного познания, и что вера и знание одно и тоже, что разум выше веры и чудес, как доказательство всемогущества Бога не существует, ведь чудо это нечто непостижимое, невыразимое с помощью разума, это только слово противоположное разуму, оно не чего не обозначает.

3) Прославление возможности человеческого разума, вера в его неограниченные возможности.

4) Просветители, как правило, писатели, поэтому пропаганда по полизации передовых идей записанных в художественных произведениях наиболее эффективна.

5) Критика духовенства, феодального абсолютного строя Франции.

6) Высоко поднятый авторитет философии, как высшей инстанции в решение сложных вопросах. Должно подвергнуто критике все.

7) Деизм первого поколения просветителей вырастает в настоящий импрессионизм второго просвета.

8) Просветители считали просвещенный разум движущей силой общественного прогресса, поэтому воспитание, образование, просвещение считалось главным в развитие общества.

Наиболее популярны в XVIII в. сочинения Декарта, Локка, Спинозы, Лейбница. За Локка и критика Декарта за рационализм. Просветители все сторонники сенсуализма Локка. На рубеже 17-18 вв. в Англии складывается новое течение берклианство и юмизм. Их философия субъективные идеализм.

Беркли сознательные противник материализма, объявил ему войну. Для этой борьбы Беркли использует сенсуализм Д. Локка. Д. Юм полный сторонник идей Беркли.

 

Философия Канта.

Главные вопросы, которым уделил внимание Кант – это вопросы познания, этике и эстетике. В антологии Кант допускает существование реального мира, но этот мир не имеет не чего общего с природой, которая является предметом познания. Кант агностик. Предметом познания по Канту является природа, которая существует в познание людей и которая конструируется из ощущений и понятий, благодаря познавательным способностям человека. Природа и мир совпадает благодаря тем свойствам мира, к которым предложены наши познавательные способности. Познавательные способы:

1. чувствительность

2. рассудок – это способ понятия суждения

3. разум – способ к умозаключениям

Свои учения Кант назвал трансцендентальным идеализмом. Кант исследует не вещи как предмет сознания, а виды вещей. По мнению Канта, носителем знания, в том числе и научного, является суждение. Он считал, что все суждения можно разделить на аналитические и синтаксические. Аналитические – такие суждения, в которых суждения не содержат нового знания о субъекте суждения.

Синтаксические – суждения такие, в которых дается новые знания о субъекте суждения. И так носителем нового знания является истина.

Синтаксические делятся на апостериорные и априорные.

Апостериорные – такие суждения, которые формируются на основе опыта.

Априорные – такие, которые образуются благодаря априорным формам наших ощущений. 

1. априорные формы чувствительности являются пространство и время.

2. априорные формы рассудка и разума является априорные понятия.

Другими словами познавательными способами человека обладает врожденными свойствами, располагает ощущение в пространстве и времени, и выражает знания в понятиях, суждения, умозаключениях которые и являются априорными формами рассудка и разума.     

Апостериорное содержание наполняет априорные формы и т.о. возникает всеобщее и необходимое знание, т.е. научное знание. Возникает вопрос как же возможна математика, естествознание, философия. Математика возможна благодаря априорным формам чувственности. Естествознание как наука возможна благодаря априорным формам рассудка и разума, а философия как наука невозможна, потому что ее знания не являются всеобщими и необходимыми. Например, даже основополагающие понятия философии могут иметь разный смысл.

 

Иррационализм.

Зародился в 40-50 гг. XIX в. как реакция на рационализм Гегеля, на преувеличение роли разума. Иррационализм исследует такие стороны и свойства мироощущения и бытия человека, которые не исследованы рационалистами. Кризис рационализма, приведший к возникновению иррационализма выразился в росте недоверия к тем идеалам, которые утверждались просветителями. Например, недоверие в том, что общественный прогресс ведет сам по себе ведет к реализации мечтания человечества, что в общественном прогрессе проявляет себя и осуществляет мировой разум, что четны и не обоснованы надежды человечества на лучшее будущее. В основе иррационализма неверие человека, пессимизм. Если в рационализме духовное отождествляется с рационально-целесообразной формой человеческой деятельности, то в иррационализме духовное отождествляется с внезапными бессознательными действиями с эмоционально-волевыми элементами субъекта. В иррационализме мир хаотичен, беспорядочен, абсурден. Создателем этого направления является А. Шопенгауэр. Его философия – это философия жизни, т.к. главное понятие в учение Шопенгауэра воля к жизни. Также Шопенгауэр основатель волюнтаризма; существует мировая воля. Она неограниченна, ни чем не определена, она без основы и существует в не причинности пространства и времени. Мировая воля – это вечное стремление, поскольку она одна, то она есть голая, голодная агрессивность, не имеет конечной цели, эта воля как принцип существования всего, будучи в нутрии двойственной, она порождает тоску, безысходность, отчаяние, поэтому мир, в котором мы живем, негативен, не содержит ни чего положительного, и так мировая воля воплощается в много воль живого, эти воли сталкиваются между собой, конкурируют, главная в них воля к жизни. Воля к жизни это бесконечное стремление удовлетворению нужды, т.е. к ликвидаций страданий, ведь любая потребность есть страдание и человеку с рождения присущи одни страдания, он всегда чего то хочет. Удовлетворение одних потребностей порождает другие потребности. В человеке воля приходит к осознанию самого себя и возможно ликвидация этой воли в человеке, но не путем самоубийства, а путем аскетизма и самоусовершенствования. Этика Шопенгауэра пессимистична. Пессимизм – это негативное отношение к жизни, в которой нет счастья и царит зло и бессмыслиться. Задача философии исследования души человека особенно тогда когда ее пустота становится «кричащей». Спасение людей в понимании безысходности существования задавленности естественных порывов, возникающих при этом чувстве вины перед душами людей. Другими словами именно милосердие, человеколюбие позволит преодолеть зло эгоистически замкнутого существования. Шопенгауэр предлагает религиозное поведение без веры в Бога, как путь к спасению людей, больше уповать не ночь то. В такой форме Шопенгауэр выражает протест против современного ему общества, общество в котором человек служит дополнением к машинам. Воля к жизни – это выражение мировой воли и она оказывает негативное влияние на человека.

 

Философия Нитши.  

Нитша в афористической форме излагает свое учение. Главное понять его учение: воля к власти, становление, сверх человек, нигилизм. Нитша ученик Шопенгауэра: также существует мировая воля, которая разбивается на множество воль живого, эти индивидуальные воли борются, конкурируют, ради достижения власти. Жизнь Нитша определяет по-разному: это либо аккумуляция силы для реализации воли к власти либо единство биологического, социального и психологического. В каждом существе есть стремление к реализации воли к власти, это главный критерий всех общественных явлений, «что хорошо? – то, что способствует воли к власти», «что дурно? – то, что мешает ей, а мешает, например, мораль – она делает человека слабым, поэтому не следует ее придерживаться», «сверх человек – это человек который содержит в себе благородство врожденное и аристократизм, образец сверх человека в германском, римском, японском дворянстве. Этот человек не содержит женского начала. Нитша негативно относится ко всему женскому, и считает что уравнивания мужчины и женщины – это принцип разложения и упадства. Нитша отрицает разум, как путь познания, а значит и науку, он считал, что наука вырабатывает фикции, которые переводят идею воли к власти в чувственный видимый мир. Ученые заняты тем, что представляют природу, как логическую схему упрощенную до нашего внимания. Сущность вещей и вещь не одно и тоже, ведь наука говорит о чем то устойчивом, стабильном, но мир постоянно изменяется, нет нечего устойчивого, поэтому наука нужна только для реализации воли к власти. Нет ни какого общественного развития, а есть вечное становление. Нитша критикует Дарвина. Он говори, что нет ни одного факта подтверждающего появление нового вида, он утверждал, что наиболее приспособленные не есть самое лучшее, а наоборот это среднее. Сильный и счастливый человек кажется слабым ведь ему противостоят стадные инстинкты, боязнь несчастных и их большинства. Нитша критикует христианство, например, за понятие добра и зла, он считал, что эти понятия возникли из восстания рабов в марали: если больной, уродливый, бедный, то значит хороший, а если красивый богатый, знатный – плохой, но это не так. И так философия Нитши в отличие от философии Шопенгауэра оптимистична.

 

Экзистенциализм.

Появилось в начале XIX в. Означает философию существования. Основатель Жан Поль Сартр. Задача философов исследования жизни = существования человека. Человек в этом мире одинок, несчастен, его жизнь абсурдна и экзистенциалисты видят два пути которые человек может сделать выбор:

1. религиозный экзистенциализм.

2. светский экзистенциализм (Коффка, Коню), эти экзистенциалисты предлагают дать бой абсурду существования. Главное в учение экзистенциализма разработка жизненных ценностей и понимания ценностей самой жизни. Здесь важное учение пограничных ситуациях: ценность жизни наиболее полна, осознается в пограничных ситуациях, т.е. перед лицом смерти.

 

Фрейдизм.

Основоположник Фрейд, он создатель психоанализа. В основе фрейдизма идея о «тайной жизни, «которая идет между бессознательными психическими силами и необходимостью жить в обществе. Другими словами общественные нормы являются «цензурой» для проявления человеческих инстинктов. Задавленные психические желания проявляются, заявляют о себе в сновидениях, галлюцинациях и оговорках, даже в речи. В связи с этим предлагает структуру психики:

                                       

 

 

 


Оно – это бессознательные инстинкты, которые определяют всю деятельность человека. Мотивы человека следует искать в бессознательном.

Сверх Я – это нормы и правила поведения человека в обществе.

Я – это та область психики, в которой сверх Я подавляет Оно.

Т.о. причина психических заболеваний в подавление естественных инстинктов, поэтому культура невротична, потому что она причина заболеваний. Организм формирует защитные механизмы против заболевания. Защитный механизм: вытеснение, неприятное состояния, человек  стремится вытеснить неприятным приятным состоянием. Сублимация – это стремление поднять инстинкты до более высокого уровня. Связано с учением о творчестве. Регрессия – возвращение в ту реальность, которая была принята. Учение Фрейда было социализировано в учениях его последователях Фрамма и Юнга.

 


Позитивизм.

Программа позитивизма:

1. необходимое стремление к удобному и экономному расположению знаний, для того чтобы этими знаниями было легко воспользоваться.

2. для этого необходимо освободить науку от всякой мировоззренческой проблематике, т.е. от философских проблем. Философскими проблемами не следует заниматься, т.к. это пустое и нечем тратить время!

3. слово философии можно оставить, но под ним следует понимать, либо результат конкретных наук, либо краткое изложение этих результатов. «Наука сама себе философия».

4. в XX в. под философией позитивисты предлагали понимать систему знаний или же язык науки, искусственные языки.

5. и так наука должна отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Другими словами задача науки не поиск причин и открытия фундаментальных законов, а описания событий, эти события должны выражаться в факты (факт – это суждение, в котором фиксируется какое либо событие), отсюда «Знать, чтобы мочь».

6. позитивисты допускают существования только эмпирического научного знания, в том числе и эмпирических законов.

7. позитивисты в XX в. разработали критерий истинности научного знания: принцип верификации и принцип фальсификации. Принцип верификации предполагает такую проверку на научность знания, которая позволяет свести любое теоретическое утверждение к фактам. Принцип фальсификации предполагает для доказательства научности знания искать опровергающие знания.

 

Марксистко-ленинская философия.    

Маркс и Энгельс создали философию под названием диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – это философия природы, в том числе и человека, и его психики.

Исторический материализм – это философия общества:

- общественного прогресса

- понимания общества

- движущая сила общественного прогресса

- личность и народ и т.д.

Предмет марксистко-ленинской философии: философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления. Важное достижение марксисткой философии создание исторического материализма. Сущность исторического материализма – материалистическое понимание природы. Чтобы быть материалистом во взглядах на историю необходимо признавать существование объективных законов общественного развития:

1.закон об условленности общественного сознания общественным бытием.

2.закон соответствия производительных сил и производительных отношений.

3.закон об условленности экономической сферы общественных сил других сфер, а именно социальной, политической, духовной.

4.закон об условленности базисов надстройки.

5.закон возрастания роли народных масс в истории.

Энгельс вслед за Лейбницем выделил две тенденции в истории философии: материализм и идеализм. Энгельс сформировал основной вопрос философии – вопрос об отношение мышления и бытия, матери и сознания. В зависимости то того, как отвечали на этот вопрос философы, они делились на материалистов и идеалистов. Если первична материя, а сознание это свойство высоко организованной материи человеческого мозга, дает отражение высшего мира, то это материалисты, если же первично сознание, дух, абсолютная идея, мировая воля, то это идеалисты. Марксистко-ленинской философией принято определять категории материи и сознания, мышление и бытие, друг через друга, то в историческом материализме главной категорией общественное бытие и общественное сознание также определяется друг через друга. Общественное бытие – это система материальных отношений в процессе производства и воспроизводства, материальных благ. Общественное сознание – это идеи, мысли, представления, убеждения, умонастроение, эмоции, чувства и т.д. в которых отображается общественное бытие, т.е. это мысли и эмоции всего народа, господствующие в данном обществе. Понять структуру общественного сознания можно разобравшись в его структуре. Например: в зависимости от носителя сознания. Здесь выделяют 3 носителя и соответственно 3 вида сознания:

1.индивидуальное сознание (индивид) – это осознание индивидом общественного бытие через призму личного опыта.

2.групповое сознание – индивидуальное, групповое и общественное сознание соотносится как единичное и общее.

3.в зависимости глубины постижения общественных процессов и явлений.

 

 

Структура общественного сознания.  

 

Наука: теории, гипотеза и т.д.
                                    

теоретический

Общественная идеология
уровень сознания

Социальная психология
Теоретические знания, которые передаются из поколения в поколение 
  

 

  обыденное

    сознание                                                                  

                                                                                      умонастроение, эмоции 

                                                                                       больших масс людей.

 

Общественное сознание включает в себя общее, присуще индивидуальным и групповым общественным сознанием. Движущий силой общественного прогресса является диалектика производительных сил и производительные отношения.

 

Формы общественного сознания.  

Это способ существования идей и убеждений в обществе. Формы общественного сознания:

1.философия

2.политика

3.мораль

4.религия               самые древние

5.право

6.наука

7.искуство        

 

Маркс и Энгельс являются авторами формационной теории развития общества. В своем развитие общество проходит следующие общественно-экономические формации:

1) первобытно-общинная

2) рабовладельческая

3) феодальная

4) капиталистическая

5) коммунистическая

                                                                                                            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: