Технология обеспечения качества в ЖЦ ПС представлена в стандарте ISO 9000-3:1991. Руководящие указания предназначены для унификации описания методов разработки и поставки ПС, а также способов контроля их качества, отвечающих требованиям заказчика. Этой унификации предлагается добиваться, предотвращая отклонения от стандарта на всех этапах ЖЦ - от начала разработки до технического обслуживания и ремонта. Предполагается, что в контракте будут особо оговорены важнейшие компоненты технологии проектирования и требования к техническим характеристикам ПС, иначе это делается в процессе разработки. Поставщик должен документально оформить цели, технологию и свои обязательства по обеспечению качества ПС. Необходимо определить ответственность, полномочия и взаимодействие всего руководящего, исполняющего работы и контролирующего персонала, который влияет на качество, надежность и безопасность применения создаваемого комплекса программ. Обеспечение и проверка качества проводится персоналом поставщика, независимым от специалистов, непосредственно ответственных за выполнение работ и создание изделий. Покупатель-заказчик назначает своего представителя, ответственного за сотрудничество с поставщиком в процессе создания ПС по данному контракту.
В стандарте определена структура системы обеспечения качества и ее функции в жизненном цикле ПС. Эта деятельность предусматривает:
· анализ содержания контракта, поддержанного методиками, обеспечивающими качество ПС;
· специфицирование требований заказчика, включающих все функциональные и технические характеристики, необходимые для удовлетворения запросов заказчика;
· планирование процесса создания ПС, включающее формализацию этапов, графика, ресурсов, методов и средств разработки, а также контроля и способов проверки результатов по всем этапам;
· планирование обеспечения качества компонентов, а также ПС в целом, которое должно актуализироваться и конкретизироваться по мере проведения разработки;
· проектирование и реализацию проекта, для чего определяются методология и средства проведения соответствующих работ, а также анализируются результаты обеспечения выполнения требований технического задания;
· измерения характеристик продукции и процессов ее создания, а также регистрацию данных о достигнутом качестве ПС и их компонентов;
· испытания, которые включают планирование, реализацию, оценку результатов и документирование испытаний и сертификации;
· приемку и испытания заказчиком для завершения контракта по разработке, инсталляции или обслуживанию ПС.
Кроме того, рекомендуется по согласованию с заказчиком регламентировать правила и технологию копирования, поставки, инсталляции, технического обслуживания и ремонта ПС. Независимо от этапов работ в технологии и системе качества должна быть определена деятельность по:
· формализации состава, содержания и процессам утверждения документации;
· управлению конфигурацией версий ПС и проведению изменений в программах и данных.
Внутрифирменные методологии
Опыт аналитиков фирмы
В целом, рекомендуется следующая последовательность этапов:
· Обследование.
· Разработка Спецификаций технических требований (и, если есть время, - Концепции проектируемой системы).
· Утверждение Технического задания.
· Системное проектирование (разработка ERD, Спецификации на программирование и пр.).
· Программирование (кодирование и генерация БД).
· Наполнение и тестирование.
· Документирование.
· Внедрение.
· Сопровождение.
Используемые стандарты и документы
При разработке внутрифирменной методологии ведения проектов были использованы, главным образом, опыт аналитиков фирмы и следующие стандарты:
· ГОСТ 34.602-89 (Техническое задание) [см. 2.1.2].
· IEEE Std 830-1993 (Спецификация требований к ПО) [см. 2.4.2].
· ISO 12207:1995 (ЖЦПО) [см. п. 2.2.3].
· DATARUN (ЖЦПО) [см. п. 2.3.1].
· ORACLE CDM (ЖЦПО) [см. п. 2.3.2].
· RUP (ЖЦПО) [см. п. 2.3.3].
Кроме того, были учтены некоторые положения других, приведенных в данном документе (раздел 2), стандартов, а также использована полезная информация из следующих публикаций:
· Денис Королев. Инновационный цикл в разработке проектов [3].
· С.С.Гайсарян. Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программных систем [4].
· Владимир Липаев. Стандарты, регламентирующие жизненный цикл сложных программных комплексов [5].
· Проект создания ПО (фирма «Архивные Системы») [14].
· Предпроектное исследование задачи (фирма «Интегро», г. Уфа) [13].
· Жизненный цикл разработки ПО [14].
· Руководство по управлению внедренческими проектами на базе MS Project 2000 и рекомендаций PMI [15].
Методология разработки новой системы
Под разработкой новой системы понимается весь процесс создания информационной системы от системного обследования до внедрения. Этот процесс включает следующие этапы (по международному стандарту ISO 12207:1995):
· Стратегия (определение цели и ориентиров).
· Анализ (обследование и выработка требований).
· Проектирование (формальное описание системы для передачи программистам).
· Реализация (разработка и интеграция компонент серверных и клиентских частей системы).
· Внедрение (ввод в промышленную эксплуатацию).
· Сопровождение (абонентское обслуживание).
В результате сильного изменения бизнес-процессов предприятия, законодательства, появления новых информационных технологий и т.д. может потребоваться произвести развитие системы, т.е. сделать итерацию жизненного цикла системы с одного из ее этапов – реализации, проектирования или даже анализа. Поэтому фазу развития системы мы не будем выделять в отдельный этап ее жизненного цикла, однако описание особенностей этой фазы также включим в данный документ.
Стратегия