Стандарт ISO 9000-3:1991 (Обеспечение качества)

Технология обеспечения качества в ЖЦ ПС представлена в стандарте ISO 9000-3:1991. Руководящие указания предназначены для унификации описания методов разработки и поставки ПС, а также способов контроля их качества, отвечающих требованиям заказчика. Этой унификации предлагается добиваться, предотвращая отклонения от стандарта на всех этапах ЖЦ - от начала разработки до технического обслуживания и ремонта. Предполагается, что в контракте будут особо оговорены важнейшие компоненты технологии проектирования и требования к техническим характеристикам ПС, иначе это делается в процессе разработки. Поставщик должен документально оформить цели, технологию и свои обязательства по обеспечению качества ПС. Необходимо определить ответственность, полномочия и взаимодействие всего руководящего, исполняющего работы и контролирующего персонала, который влияет на качество, надежность и безопасность применения создаваемого комплекса программ. Обеспечение и проверка качества проводится персоналом поставщика, независимым от специалистов, непосредственно ответственных за выполнение работ и создание изделий. Покупатель-заказчик назначает своего представителя, ответственного за сотрудничество с поставщиком в процессе создания ПС по данному контракту.

В стандарте определена структура системы обеспечения качества и ее функции в жизненном цикле ПС. Эта деятельность предусматривает:

· анализ содержания контракта, поддержанного методиками, обеспечивающими качество ПС;

· специфицирование требований заказчика, включающих все функциональные и технические характеристики, необходимые для удовлетворения запросов заказчика;

· планирование процесса создания ПС, включающее формализацию этапов, графика, ресурсов, методов и средств разработки, а также контроля и способов проверки результатов по всем этапам;

· планирование обеспечения качества компонентов, а также ПС в целом, которое должно актуализироваться и конкретизироваться по мере проведения разработки;

· проектирование и реализацию проекта, для чего определяются методология и средства проведения соответствующих работ, а также анализируются результаты обеспечения выполнения требований технического задания;

· измерения характеристик продукции и процессов ее создания, а также регистрацию данных о достигнутом качестве ПС и их компонентов;

· испытания, которые включают планирование, реализацию, оценку результатов и документирование испытаний и сертификации;

· приемку и испытания заказчиком для завершения контракта по разработке, инсталляции или обслуживанию ПС.

Кроме того, рекомендуется по согласованию с заказчиком регламентировать правила и технологию копирования, поставки, инсталляции, технического обслуживания и ремонта ПС. Независимо от этапов работ в технологии и системе качества должна быть определена деятельность по:

· формализации состава, содержания и процессам утверждения документации;

· управлению конфигурацией версий ПС и проведению изменений в программах и данных.

 

Внутрифирменные методологии

 

Опыт аналитиков фирмы

В целом, рекомендуется следующая последовательность этапов:

· Обследование.

· Разработка Спецификаций технических требований (и, если есть время, - Концепции проектируемой системы).

· Утверждение Технического задания.

· Системное проектирование (разработка ERD, Спецификации на программирование и пр.).

· Программирование (кодирование и генерация БД).

· Наполнение и тестирование.

· Документирование.

· Внедрение.

· Сопровождение.

Используемые стандарты и документы

При разработке внутрифирменной методологии ведения проектов были использованы, главным образом, опыт аналитиков фирмы и следующие стандарты:

· ГОСТ 34.602-89 (Техническое задание) [см. 2.1.2].

· IEEE Std 830-1993 (Спецификация требований к ПО) [см. 2.4.2].

· ISO 12207:1995 (ЖЦПО) [см. п. 2.2.3].

· DATARUN (ЖЦПО) [см. п. 2.3.1].

· ORACLE CDM (ЖЦПО) [см. п. 2.3.2].

· RUP (ЖЦПО) [см. п. 2.3.3].

Кроме того, были учтены некоторые положения других, приведенных в данном документе (раздел 2), стандартов, а также использована полезная информация из следующих публикаций:

· Денис Королев. Инновационный цикл в разработке проектов [3].

· С.С.Гайсарян. Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программных систем [4].

· Владимир Липаев. Стандарты, регламентирующие жизненный цикл сложных программных комплексов [5].

· Проект создания ПО (фирма «Архивные Системы») [14].

· Предпроектное исследование задачи (фирма «Интегро», г. Уфа) [13].

· Жизненный цикл разработки ПО [14].

· Руководство по управлению внедренческими проектами на базе MS Project 2000 и рекомендаций PMI [15].

Методология разработки новой системы

Под разработкой новой системы понимается весь процесс создания информационной системы от системного обследования до внедрения. Этот процесс включает следующие этапы (по международному стандарту ISO 12207:1995):

· Стратегия (определение цели и ориентиров).

· Анализ (обследование и выработка требований).

· Проектирование (формальное описание системы для передачи программистам).

· Реализация (разработка и интеграция компонент серверных и клиентских частей системы).

· Внедрение (ввод в промышленную эксплуатацию).

· Сопровождение (абонентское обслуживание).

В результате сильного изменения бизнес-процессов предприятия, законодательства, появления новых информационных технологий и т.д. может потребоваться произвести развитие системы, т.е. сделать итерацию жизненного цикла системы с одного из ее этапов – реализации, проектирования или даже анализа. Поэтому фазу развития системы мы не будем выделять в отдельный этап ее жизненного цикла, однако описание особенностей этой фазы также включим в данный документ.

Стратегия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: