Рассмотрев несколько способов решения уравнений первой степени с двумя переменными в целых числах, мы заметили, что чаще всего применяются метод разложения на множители и метод остатков.
Уравнения, которые даны в вариантах ЕГЭ -2011, в основном решаются методом остатков.
1. Решить в натуральных числах уравнение: , где т>п
Решение:
Выразим переменную п через переменную т:
Найдем делители числа 625: т -25 Є 1; 5; 25; 125; 625
1) если т -25 =1, то т =26, п =25+625=650
2) т -25 =5, то т =30, п =150
3) т -25 =25, то т =50, п =50
4) т -25 =125, то т =150, п =30
5) т -25 =625, то т =650, п =26
Ответ: т =150, п =30
т =650, п =26
2. Решить уравнение в натуральных числах: тп +25 = 4т
Решение: тп +25 = 4т
1) выразим переменную т через п:
4т – тп =25
т(4-п) =25
т =
2) найдем натуральные делители числа 25: (4-п) Є 1; 5; 25
если 4-п =1, то п =3, т =25
4-п =5, то п =-1, т =5 (посторонние корни)
4-п =25, то п =-21, т =1 (посторонние корни)
Ответ: (25;3)
3.Найдите все пары (х; у) целых чисел, удовлетворяющие системе неравенств:
х2 +у 2< 18х – 20у - 166,
32х - у2 > х2 + 12у + 271
Решение: Выделяя полные квадраты, получим:
(х-9)2 + (у+10)2<15
(х-16)2 + (у+6)2 <21
Из первого и второго неравенства системы:
(х-9)2 < 15 6≤ х ≤ 12
(х-16)2 < 21, 12≤ х ≤ 20, х=12.
Подставляя х = 12 в систему, получим:
(у+10)2 < 6 -2 ≤ у+10 ≤ 2 -12 ≤ у ≤ -8
(у+6)2 < 5 -2 ≤ у+6 ≤ 2 -8 ≤ у ≤ -4 у=-8
Ответ: (12; -8)
Заключение.
Решение различного вида уравнений является одной из содержательных линий школьного курса математики, но при этом методы решения уравнений с несколькими неизвестными практически не рассматриваются. Вместе с тем, решение уравнений от нескольких неизвестных в целых числах является одной из древнейших математических задач. Большинство методов решения таких уравнений основаны на теории делимости целых чисел, интерес к которой в настоящее время определяется бурным развитием информационных технологий. В связи с этим, учащимся старших классов будет небезынтересно познакомиться с методами решения некоторых уравнений в целых числах, тем более что на олимпиадах разного уровня очень часто предлагаются задания, предполагающие решение какого-либо уравнения в целых числах, а в этом году такие уравнения включены еще и в материалы ЕГЭ.
В своей работе мы рассматривали только неопределенные уравнения первой и второй степени. Уравнения первой степени, как мы увидели, решаются довольно просто. Мы выделили виды таких уравнений и алгоритмы их решений. Также было найдено общее решение таких уравнений.
С уравнениями второй степени сложнее, поэтому мы рассмотрели лишь частные случаи: теорему Пифагора и случаи, когда одна часть уравнения имеет вид произведения, а вторая раскладывается на множители.
Уравнениями третьей и больше степеней занимаются великие математики, потому что их решения слишком сложны и громоздки
В дальнейшем мы планируем углубить свое исследование в изучении уравнений с несколькими переменными, которые применяются в решении задач
Литература.
1. Березин В.Н. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике. Москва «Просвещение» 1985г.
2. Галкин Е.Г. Нестандартные задачи по математике. Челябинск «Взгляд» 2004г.
3. Галкин Е.Г. Задачи с целыми числами. Челябинск «Взгляд» 2004г.
4. Глейзер Е.И. История математики в школе. Москва «Просвещение» 1983г.
5. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Москва 2003г.
6. Математика. ЕГЭ 2010. Федеральный институт
педагогических измерений.
7. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение
задач. Москва 1986г.