Растения в индийских легендах

 

IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы" - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно - ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки" ("лесиые книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам" - "Упанншады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что каждый человек является частью Атмы.

Авторами "лесных книг" были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов. Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов.

Приблизительно к 500 г. до н.э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна" и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.

Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана, десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верность мужу…

В том месте, где река Кози выходит из гор, есть красивая ашоковая роща. Легенда рассказывает, что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашока и поселились в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения в лесу было названо Ситабанн, или "Роща Ситы". Сита никогда не забывала красоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью дворца в Айодхье после возвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.

"Махабхарата" ("Великая война потомков Бхараты") написана мудрецом Виаза. Главной частью "Махабхараты" является сказание о борьбе за власть между сыновьями двух братьей Панду и Дхритараппры. Сыновья Панду в поэме именуются изндавами, сыновья Дхритараштры кауравами. Действие происходит в верховьях междуречья Ганга и Джамны.

В "Махабхарате" описаны сады, окружающие Индраирастху - столицу панданов, которая находилась на месте нынешнего Дели. Сады в любое время года привлекали взор своими великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьев упомянуты манго, ашока, сальное дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония, коралловое дерево и олеандр.

Сады оглашались криками павлинов и пением птиц кокила. Стены павильонов сняли, как зеркала; многочисленные беседки были увиты вьющимися растениями, такими, как бигнония, жасмин и вьюнок. Вода опер светла и прозрачна; богатые рыбой пруды расцвечены цветами лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красные гуси, утки и лебеди.

В "Махабхарате" также упоминаются деревья кадамба, которые растут в лесу Камиак Можно предположить, что деревья кадамба, сохранившиеся и сейчас в Матуре и Бхарат-поре, являются остатками древнего леса.

Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают мужчин и женщин, - сюжет мифов многих народов. В "Махабхарате", в частности, описывается великолепный лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и обладал восхитительным ароматом. Этот лотос удлинял жизнь и возвращал молодость и красоту.

Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным человеком, к которому ие пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.

В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке леса.

Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев.

Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.

садовое парковое искусство индия

Одним из самых ранних скульптурных изображений растительности Индии является произведение, названное "Калпаврикша". Оно создано в Беснагаре в III в. до н.э. (сейчас находится в музее Калькутты). Это мифическое древо желания, которое дарит человеку пищу, питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судя по всему, дерево это - баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина, из которой сыплются монеты, и цветок лотоса.

Древо желания и стелющиеся растения, по преданию, удовлетворяли материальные нужды людей, а деревья, растущие в лесу, обогащали их духовно. Каждый год деревья образуют новые листья и цветы, которые приносят радость людям. Ежегодно омоложение деревьев радовало сердца любителей природы, и никакой другой народ не восхищался деревьями с такой страстью, как индийские арийцы.

Заповедники, заказники природно-национальные парки Индии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: