Внешнеполитические связи России

Геополитика изучает зависимость внешней политики государств от их географического положения. В 1904 г. британский ученый Хэлфорд Маккиндер опубликовал работу «Географическая ось истории. В теории Маккиндера России было отведено центральное место. Ученый считал, что тот, кто оказывает доминирующее влияние на Центральную Азию, обладает самым выгодным геополитическим положением. Центральную Азию он называл «сердцевинной землей» (по-английски heartland - «хартленд»). Евразия, по Маккиндеру, - это гигантская естественная крепость, которую трудно завоевать морским государствам. Она богата природными ресурсами и может опираться на собственные силы в экономическом развитии.

В 20-х г.г. XX в. в среде русских эмигрантов, живших в Европе, возникло общественно-политическое движение евразийцев. В числе ученых- евразийцев были историк Георгий Владимирович Вернадский, географ и экономист Петр Николаевич Савицкий, юрист и правовед Николай Петрович Алексеев, а также философы и богословы. Евразийцы считали, что Россия не просто огромная по территории страна, но культурно-географический мир, объединяющий множество народов от Балтийского моря до Тихого океана и от Кольского полуострова до Центральной Азии. Евразийцы назвали это единое пространство Россией-Евразией. В него входят Восточная Европа, вся Северная Евразия, Кавказ, Средняя Азия. По отношению к России-Евразии остальные части материка (Западная Европа, Китай, Иран, Япония, Индия) - окраины,

которые занимают периферийное (т.е. окраинное) геополитическое положение. П.Н. Савицкий считал очень важным сотрудничество континентальной России- Евразии с океаническими державами. Возможный политический союз России, Германии и Франции ученый рассматривал как геополитическую ось всего материка.

В 70-90-х г.г. XX в. в США появились американо-центричные концепции, согласно
которым центральную роль в мире играют США. Самыми известными приверженцами
этой концепции являются американские геополитики Николас Спайкмен и Збигнев
Бжезинский.            С точки зрения Спайкмена, геополитическое положение страны

определяют не внутренние территории, а морские побережья. Он выделил три крупных центра мировой мощи: Атлантическое побережье Северной Америки и Европы,

27

а также Дальниц Восток Евразии. По аналогии с понятием «хартленд» Спайкмен назвал эти территории «римлендом» (от англ. rim - «ободок», «край».). Следовательно, по его теории, США и Великобритания как два центра римленда должны вступить в союз. Значение России в мировом устройстве эта схема уменьшала. Задача держав римленда, по Спайкмену, - не допускать широкого выхода России к океану. В 60-90-х г.г. стали очень популярны работы Збигнева Бжезинского. По его мнению, Россия как огромное евразийское государство с непредсказуемой внешней политикой обречена на распад. На ее месте должно возникнуть несколько федеративных государств, тяготеющих к разным центрам силы - Европе и Дальнему Востоку. В теории Бжезинского США также являются евразийской державой, т.е. государством, которое может и должно активно влиять на политическое и экономическое развитие Евразии.

После распада мировой системы социализма, в конце 80(х - начале 90-х г.г., возникла
геополитическая концепция многополярного мира.     Согласно концепции, существует

несколько региональных центров силы, которые должны взаимодействовать между собой: США, Западная Европа, Россия, Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии. У этих стран разные политические и экономические интересы, но в целях безопасности всего мира их необходимо согласовать. В рамках такой концепции невозможно представить господство одного геополитического центра или государства.

Все концепции выделяют роль России. Исходя из разных точек зрения, можно говорить о благоприятном геополитическом положении нашей станы: она либо признается «центром» мира, либо является одним из «полюсов» многополярного мира.

После долгих веков пребывания на периферии европейской политики геополитическое положение нашей страны изменилось в XVIII - середине XIX в. Россия завоевала выход к Балтийскому и Черному морям, ее границы продвинулись на запад и на юг: в состав государства вошли Прибалтика, Финляндия, Польша, Южное Причерноморье, Кавказ и Казахстан. Вершины своего могущества Россия достигла в начале XIX в. Однако, теперь Российское государств включало области настолько разнородные (по культуре, религиозным традициям и т.д.), что это ослабляло его.

В середине XIX - начале XX в. влияние России на Западе уменьшилось. Страна отстала от ведущих европейских держав в военном и экономическом отношении и уже не могла играть роль первой скрипки в европейском политическом оркестре.

28

Зато на восточном и южном рубежах она продолжала расширять границы. В состав Российском Империи вошли средняя Азия и юг Дальнего Востока. В 1860 г. был основан Владивосток - первый удобный морской порт на российском побережье Тихого океана. В этот период геополитическое положение имело как свои выгоды (огромная территория, выход к морям трех океанов, возможность вступать в политическое союзу с разными соседями), так и недостатки (значительная культурная и природная неоднородность территош«Г1Г\ее слабая хозяйственная освоенность), Россия оставалась одной из ведущи^мй^е^Б?* держав, но по экономической и венной мощи, влиянию на мировую ггедртику уступила пальму первенства другим странам - Германии, Франции, Великобритании. С распадом Российской Империи в 1917 г. на политической карте мира появились новые государства - Польша, Финляндия и др. Однако ядро бывшей империи сохранилось, и в 1922 г. было провозглашено новое государство -Советский Союз. Он унаследовал некоторые геополитическое традиции Российской Империи, в частности, стремление к расширению территории. Социалистический строй, утвердившийся в СССР, мешал становлению прочных политических отношений со странами Запада. Поэтому до начала Второй мировой войны (1939-1945 г.г.) СССР находился в политической изоляции. К Концу войны почти на всех рубежах Советский Союз приблизился к границам Российской Империи начала XX века. В сферу его влияния вошли вся Восточная и часть Центральной Европы. В 40*80-х г.г. СССР был одной из двух мировых держав (наряду с США), определявших мировой политический порядок. В 1917 г. в России произошли две революции - Февральская и Фктя§рьская. Щй $№Шфще€К!&&ЛШ>в€ к#Ф& & tfe? /г. у появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик СССР). В конце 20-х г.г. Советский Союз установил дипломатические отношения со многими западными государствами, а в 1934 г. был принят в Лигу Наций. СССР сразу стал членом ее высшего органа - Совета, который принимал самые важные решения. После Второй Мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г. Но, в отличие от Лиги Наций, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооруженные силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй Мировой войне вошла в число постоянных членов Совета безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности и обладает правом вето, т.е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые ООН.

29

В 1949 г. США и их союзники объединились в Организацию Североатлантического договора. В ответ на это в 1955 г. СССР и ряд государств Восточной Европы (Польша, Болгария, ГДР, Венгрия и др.) создали Организацию Варшавского Договора (ОВД). В 1991 г. распалась вся социалистическая система, в том числе Советский Союз. Исчезли политические и экономические организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала членом тех организаций, в которые СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими государствами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге. Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций -Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский Союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские -Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией. Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в свое законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в собственной стране (т.е. сохраняется обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор формально существует смертная казнь и др. Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России.

30

Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях -
Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом
сотрудничестве (ЧЭС).     Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по

инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона.

Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля,
энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить
более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно
важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море -
одно из самых загрязненных.         «Общее» море послужило причиной создания и

другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции -Анкаре. В нее вошло 11 стран, (включая Россию), с общим населением более 400 млн.человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является, прежде всего, развитие политических и экономических связей причерноморских государств.

Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств.
Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза.
Постепенно в нее вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме
стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве
ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она
является самым мощным государством среди членов этой организации.         Главные

цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и
культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего
СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и
неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти все
государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом
кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме
того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты,
например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и
Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский
флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать
многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и
способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.        Внутри   СНГ

происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический

11

союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического
пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный
оговор.     Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она

стремится сохранить свое влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.

«Большая восьмерка» - объединение ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии и России. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

После распада Советского Союза в 1991 г. Россия не имеет такого влияния в
Восточной и Центральной Европе. Ухудшилось приморское положение: многие
черноморские порты перешли к Украине, а балтийские - к государствам Балтии. В конце
XX веке Россия уже не может сравниться по военной и экономической мощи с США
и с Западной Европой, однако она по-прежнему остается крупнейшим государством
Евразии.      С распадом Советского Союза перед Россией встали новые

внешнеполитические задачи. В первую очередь необходимо было наладить дружественные отношения с государствами - бывшими республиками Советского Союза, а также со странами бывшего социалистического лагеря. В конце 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли почти все бывшие республики СССР. Постепенно на основе равноправных экономических контактов стали налаживаться отношения с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией.

Еще одна важная задача внешней политики России в конце XX в. - укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и Центральной Азии.

32



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: