Почувствовать другого»

Группа разбивается на пары. Каждому участнику пары присваивается номер – первый или второй.

Смысл упражнения: в разнообразных вариантах задаваемого ведущим действия попытаться «влезть в шкуру» своего партнера, ощутить физически его ощущения, чтобы попытаться лучше понять и его внутренний мир.

Задание 1

Первые номера начинают свободное спонтанное движение по комнате. Важно, чтобы это была характерная для их повседневного обычного состояния ходьба. Вторые номера подмечают характерные особенности движения первых номеров, пытаясь максимально точно и полно сперва запомнить, а затем воспроизвести стиль походки партнеров. Первые номера могут не только посмотреть на себя со стороны, но и при необходимости ввести какие-то уточнения, поправить своих товарищей. Только тогда, когда вариант движения «утвержден автором», то есть первый участник пары признает походку второго похожей на «оригинал», пары могут поменяться ролями. Теперь свой стиль демонстрирует второй номер, а первый смотрит, впитывает, запоминает, а затем и представляет товарищу «воспринятую» им походку.

Задание 2

Первые номера занимают любой участок комнаты и садятся в свою самую любимую и удобную позу. Второй номер пары должен усесться рядышком, максимально точно повторив расположение тела товарища. «Копия» должна быть проверена и утверждена автором – цель считается достигнутой, когда первый номер признает соответствие увиденного «оригиналу». Сидя в любимой позе товарища, второй участник пары сообщает партнеру, подходит ли ему принятая поза, чувствует ли он себя в ней настолько же комфортно, как и товарищ. Если это не так – почему? Какие группы мышц напряжены, что мешает расслабиться? После обсуждения ощущений наступает третий этап упражнения.

Задание 3

Первый номер вспоминает и демонстрирует товарищу стиль его походки.

Задание 4

Второй номер садится в самую удобную и любимую свою позу, а первый пробует подстроиться рядышком. Как и во втором задании, после подстройки идет сперва утверждение, а затем обсуждение позы: удобна ли она для первого номера.

Задание 5

Вторые номера вспоминают особенности походки своих товарищей и пытаются максимально точно повторить их. При необходимости первые номера вносят замечания и коррективы.

Задание 6

Обсуждение пройденных этапов. Как это – ощутить себя «другим»? Что может сказать походка или любимая поза человека о его характере?

 

75. «ЯПОХОЖ НА...»

Группе дается короткое время для обдумывания задания, которое заключается в исполнении пластического этюда «Я похож на...». Каждый из участников находит соответствующий пластический образ своему настроению. Это может быть образ ветра, животного, бабочки, мебели, абстрактное движение... Важно, чтобы именно так максимально проявлялось нынешнее внутреннее состояние человека. При исполнении этюда можно произносить звуки, но от текста лучше отказаться.

Каждый показывает товарищам свой пластический этюд, а затем происходит обсуждение увиденного и попытки зрителей расшифровать пластический образ, переведя его на язык чувств и ощущений.

 

Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА...»

Группа рассаживается «по линеечке», один из участников, вызвавшийся быть скульптором, должен придать товарищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них. Хорошо, если при этом есть возможность посадить участников напротив зеркала, чтобы в результате работы скульптора каждый мог увидеть свое отражение и понять, как он выглядит со стороны в восприятии одного из товарищей.

После того как этот этап пройден, скульптор получает возможность использовать «шанс», предоставляемый свойством материала – пластилином, – изменить позы и лица актеров так, какими ему хотелось бы их видеть. Кому-то, предположим, он «добавит» веселости, у кого-то разожмет надменно сомкнутые губы, расправит плечи постоянно стесняющемуся и зажатому товарищу, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так ухе просто складываются отношения...

 

МОЯ СЕМЬЯ/ТРУППА»

Один из актеров получает задание – выбрать из группы необходимое количество человек, рассадить их таким образом, чтобы это выражало степень близости с членами семьи/группы, проявить взаимосвязи между участниками семьи/группы.

Эта методика, носящая название «социальный атом», позволяет визуально отразить степень контактов и близости между членами того или иного формального или неформального объединения.

Другим способом может служить социограмма. В этом варианте ведущий просит всех участников группы подумать и определить для себя, кто из товарищей наиболее близок ему. После раздумий каждый подходит к выбранному им человеку и кладет ему руку на плечо. Так возникнут цепочки взаимосвязей. Кого-то выберут несколько человек, а кто-то окажется последним в цепочке – то есть никто не положит руку на его плечо... После того как произведен первый выбор и проявились групповые связи, просим всех участников вновь вернуться к заданию и повторить его, но произведя уже другой выбор.

Повторное выполнение задания имеет большое значение и очень важно, потому что помогает выявить не только «лежащие на поверхности» симпатии, но и более глубинные отношения между товарищами, а также позволяет снять остроту психологического напряжения у тех, кто не был выбран в первый раз ни одним из товарищей.

Подобные социограммы служат «лакмусовой бумажкой» при определении любых типов связей в группе. Задания могут каждый раз касаться другой темы: с кем готов пойти в разведку, у кого бы мог занять деньги, с кем хотел бы вместе провести отпуск, чьим соседом хотел бы быть, кого выбрал бы поверенным в личных секретах...

Важно перед проведением социограммы подчеркнуть, что все выборы или суждения товарищей по группе – это вещи очень субъективные, и относиться к ним нужно поэтому соответственно.

И в положительных и в отрицательных своих оценках мы не столько сообщаем о действительных преимуществах или недостатках другого человека, сколько «проявляем» собственные проблемы. Кто-то не выберет своего товарища в качестве желательного соседа из-за того, что он «слишком тих и с ним не так интересно». А для другого именно ненавязчивость, спокойствие будут являться идеальными личными качествами человека, с которым хотелось бы поселиться рядом. Для одного важно быть лидером, другой предпочитает оказаться ведомым, и так далее.

Еще раз напоминаю о необходимости по каждому вопросу или проблеме заранее предупреждать участников о существовании дополнительных выборов, а затем и проводить на практике несколько вариантов игры.

 

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД»

Это задание – пантомимический этюд. Участники по очереди (по одному или в паре) показывают, как они ведут себя в ситуации расхождения между «хочу» и «надо». Роль «запретного плода» может выполнять любой предмет или ситуация. Скажем, очень удачными были такие пантомимические этюды, представленные актерами «Ювенты»: «ангина–мороженое», «страсть к карточной игре при постоянных проигрышах», «стремление сохранить молодость, невзирая на неумолимый ход времени»...

 

СЕКРЕТНЫЙ КОД»

Просим выйти из группы трех-четырех человек. Они удаляются за дверь, в то время как ведущий проводит инструктаж оставшихся участников.

– Давайте найдем в комнате, в которой мы находимся, какой-то неброский предмет. Это может быть дверная ручка, чья-то сумка, висящая в углу лампа... Договорившись о загаданном нами предмете, мы должны заключить еще одно соглашение. Вернувшиеся игроки будут задавать нам вопросы, требующие либо утвердительного, либо отрицательного ответа. Вместо слова «да» я прошу вас называть любые слова, начинающие с букв «П» или «В» (это начальные буквы в словах «правда», «верно»). Если же вы захотите сказать «нет», называйте вместо этого любые слова, которые начинаются с буквы «О» (первая буква в слове «ошибка»).

К примеру, группе зададут вопрос: «Висит ли этот предмет на потолке комнаты?» – Если мы загадали лампочку, то ответ ваш будет положительным, но вместо слова «да» вы скажете: «Веревка!» или: «Помидор!» (пирамида, варенье, пампушка...) Надеюсь, что код вами усвоен и вы сможете держать его в секрете. Я приглашаю в комнату игроков.

Когда игроки возвращаются к группе, ведущий объясняет им, что загадан некий находящийся в комнате предмет. Чтобы обнаружить его, игроки должны обратиться либо ко всей группе, либо к отдельным ее представителям со множеством закрытых вопросов. «Закрытый вопрос» – это вопрос, на который можно ответить однозначно утвердительно или отрицательно. Вопрос типа: «Тебя зовут Миша?» – закрытый. Вопрос типа: «Как тебя зовут?» – открытый, так как на него невозможно ответить «да» или «нет».

– В итоге вы получите от группы абсолютно искренние и честные ответы на поставленные вопросы, вы можете обсуждать полученную информацию, можете выдвигать любое количество версий загаданного предмета... Вам дается четверть часа для того, чтобы назвать загаданный нами предмет. Начали!

Интересна и сама игра (в которой участники проходят самые разные стадии: от воодушевления – до раздражения от непонимания происходящего, недоверия к правдивости ответов), и обсуждение в конце игры. При обсуждении выясняется, что участники группы искренне хотели помочь бедолагам-игрокам, лезли из кожи вон, пытаясь дать хоть какой-то намек на скрытый смысл ответов, но игроки просто не понимали намеков и были, в свою очередь, раздосадованы поведением товарищей, считая, что те их попросту надувают. Игроки вспоминают, как правило, ситуацию полной «безъязыкое», которая характерна для начального периода эмиграции. Затем группа постепенно переходит к открытию того, что упражнение – это не только образ ситуации непонимания ЯЗЫКА другого человека, но и его культурных кодов, традиций, поведения...

Давайте используем этот опыт в применении к нашим задачам как группы партнеров, как творческого коллектива, как актеров, которые должны уметь понять своего героя, влезть в шкуру персонажа! Что вы можете взять в свой багаж из опыта участия в выполнении упражнения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: