Содержание и значение денежно-кредитной политики

С. А. Савин

        

 

Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика

 

 

Красноярск

2004


УДК 336.76 + 336.77

ББК 65.9(2)262.2

    С13

 

 

Савин С.А.

С 13 Денежно-кредитная политика: Учеб. пособие / Красноярский филиал МЭСИ. Красноярск, 2004.

 

 

В работе затрагивается широкий круг вопросов, относящихся к теоретическим основам денежно-кредитного регулирования экономики: выяснение теоретических принципов, раскрытие внутренних механизмов, определение стратегии и тактики денежно-кредитной политики, а также ее институциональной основы.

Практическая сторона исследования посвящена рассмотрению законодательной базы РФ по проведению денежно-кредитной политики, а также эволюции осуществления денежной политики в России с начала века до наших дней.

Особо необходимо отметить проведенный анализ осуществления денежной политики в регионе на примере Красноярского края. Авторы затронули ряд проблем, с которыми сталкивается экономика региона при осуществлении Центральным банком конъюнктурной денежно-кредитной политики. Также намечены возможные пути их решения с помощью реализации некоторых рычагов структурной политики.

Для работников банков, других кредитных учреждений, студентов и преподавателей экономических специальностей.

 

ISBN5-7638-0175-Х                                 Ó С.А. Савин, 2004




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                       4

Глава 1. Денежно-кредитная политика - один из методов

           макроэкономического регулирования экономики                                6

1.1. Содержание и значение денежно-кредитной политики                      6

1.2. Теоретические основы денежно-кредитной политики                      10  

1.3. Тактика и стратегия проведения денежно-кредитной политики      21

1.3.1. Обоснование стратегических целей и постановка задачи      21

1.3.2. Выбор индикаторов                                                                  26

1.3.3. Условия применения и воздействия                                         31

1.3.4. Выбор инструментария: классификация методов                   31

Глава 2. Банковская система как институциональная основа

          денежно-кредитной политики                                                                  37

2.1. Центральный банк - проводник денежно-кредитной политики

  государства                                                                                         37

2.1.1. Функции и роль центрального банка                                       37

2.1.2. Независимость центрального банка как фактор эффективного

     проведения денежно-кредитной политики                              43

2.2. Место коммерческих банков в процессе денежно-кредитного

  регулирования экономики                                                                  52

2.3. Нормативная база денежно-кредитной политики в России              54

Глава 3. Механизм реализации денежно-кредитной политики                         67

3.1. Регулирование официальной учетной ставки                                    67

3.2. Ломбардная политика                                                                         70

3.3. Политика минимальных резервов                                                      71

3.4. Политика открытого рынка                                                                77

3.5. Депозитная политика                                                                          80

3.6. Валютная политика                                                                             82

3.7. Меры административного воздействия                                             90

Глава 4. Эволюция денежно-кредитной политики в России и ее

           воздействие на экономику                                                                       94

4.1. Денежно-кредитное регулирование в условиях планово-

  распределительной экономики СССР                                                94

4.2. Особенности реализации денежно-кредитной политики в России

  при переходе к рынку                                                                       102

4.2.1. Начальный этап реформирования денежно-кредитной системы

     и становление механизма денежно-кредитного регулирования

     экономики                                                                                102

4.2.2. Дальнейшее развитие системы денежно-кредитного

     регулирования экономики                                                      107

4.2.3. Денежно-кредитная политика на современном этапе:

     проблемы и противоречия                                                     119

4.3. Условия проведения и цели денежно-кредитной политики

  на 1999 г.                                                                                    130

Глава 5. Особенности денежно-кредитной политики в регионе                      135

Заключение                                                                                                145

Список литературы                                                                                  146

Приложения                                                                                                148



ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика, наряду с фискальной, является основным инструментом осуществления экономической политики государства.

Российская денежно-кредитная политика имеет небольшой период своего становления и груз предшествующего ей директивного планирования с четко действующими механизмами его реализации в лице системы Госбанка СССР. Для плановой административно-командной экономики характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе и стимулируют конкуренцию. Сложности ее становления связаны с неразвитостью институциональных структур и сферы финансово-денежных отношений в целом, но они, прежде всего обусловлены глубочайшим денежным кризисом, который развивался и развивается на фоне стихийных преобразований экономики и политических потрясений в России. Кроме того, традиционная соподчиненность денежно-кредитного механизма общегосударственным установкам экономического курса сохраняется и идет вразрез с объективными требованиями реального хода экономических процессов и денежного обращения в целом.

В банковском законодательстве нашей страны юридически был закреплен переход от чисто административных методов к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Были изменены принципы взаимоотношений Центрального банка РФ с коммерческими банками: Банк России не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это, несомненно, создало предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице Банка России и низовых кредитных учреждений.

С другой стороны, ускоренный перевод российской экономики на рыночный режим функционирования и радикальные изменения системы экономических отношений придали денежно-кредитной политике ориентиры, нереальные с точки зрения финансового положения экономики и потребности экономических субъектов в кредитных ресурсах.

Анализ экономических реформ показал, что денежно-кредитная политика так и не обрела своего лица, а главное, не проявила присущих ей активных начал относительно рыночных преобразований и подъема российской экономики. Подчиненность денежной политики одной цели - ограничению денежной эмиссии и на этой основе совокупного платежеспособного спроса, не только сузила диапазон действия и сферу влияния на развитие экономики, но и породила инфляционный синдром «жесткой финансово-денежной политики». Усиливающаяся под ее влиянием структурная разбалансированность экономики и ускоренная либерализация экономических отношений, не способствующая становлению субъектов реального рынка, явились, наряду с другими, определяющими факторами разразившегося экономического кризиса августа 1998 г. В результате за январь - сентябрь 1998 г. произошло снижение объема валового внутреннего продукта (ВВП) на 3% (тогда как в соответствующем периоде прошлого года отмечался рост ВВП на 0,2%), сокращение инвестиций в основной капитал составило к концу года 8 - 10%, инфляция за десять месяцев составила 56,4%, или 4,6% в среднемесячном исчислении (год назад аналогичный показатель был равен 0,9%), потребительские цены в целом за год возросли на 70 - 80% (декабрь 1998 г. к декабрю 1997 г.), дефицит федерального бюджета составил 56,433 млрд руб. или 3% к ВВП [23].

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает исследование основ денежно-кредитной политики: механизм действия этого инструмента государственного регулирования экономики, условия воздействия, результаты его применения, а также потенциальные возможности в стабилизации экономики.

Особый интерес представляет рассмотрение воздействия денежно-кредитной политики на экономику региона, тем более, что вопросы структурной политики в рамках денежно-кредитной политики не нашли должного отражения в экономической литературе.

Глава 1. Денежно-кредитная политика - один из методов макроэкономического регулирования экономики

Содержание и значение денежно-кредитной политики

 

"Политика" - это то, что относится к государству, "государственные дела", государственная деятельность. Мировая история показывает, что сколь бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции, какой бы ни была доля частного сектора в экономике, государство выступает не второстепенным, а ключевым фактором социально-экономической динамики.

В различные времена участие государства в экономической жизни общества проявлялось по-своему, было в различной мере прямым либо косвенным. Оно стало абсолютно необходимым после того, как сложилось территориальное разделение мира, образовалась устойчивая мировая структура самостоятельных государств. Усиление на определенном этапе неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означало принижение роли государства в экономических процессах. Просто государственное регулирование становится более тонким, квалифицированным.

Существуют объективные стабильные причины, которые воспроизводят необходимость включения государства в экономическое регулирование. Назовём некоторые из них.

Невозможность успешной экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление, а оно привязывается к социальной среде, имеющей территориальную организацию. Определенность и целостность территориального пространства хозяйствования обеспечиваются именно государством. Весьма весомы в современных условиях и его функции по отладке международных связей хозяйственной системы страны, защите положения ее субъектов на мировом рынке.

Необходимость формирования и поддержания среды, являющейся носителем коренных целей развития страны, долговременных интересов населения в целом. На определение государством общенациональных целей и интересов должны влиять ценностные ориентировки общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим индивидуальным и коллективным выбором. Бизнес, сколь бы масштабным он ни был, обязан уважать эти цели и интересы, считаться с ними.

Создание баланса экономических интересов в стране. Поддержание государством такого баланса призвано делать общество устойчивой, равновесной и вместе с тем развивающейся системой. Если государство становится подчинённым экономико-политическим целям какой-то одной социальной группы или, например, сращивается с неким сильным слоем людей в стране, это приводит к социальным потрясениям и государство в конце концов сметается вместе с "элитой". И, как правило, раньше массовых выступлений народа начинается война между группировками внутри самой такой "элиты", которая делает государство недееспособным.

Неодолимость законов расширенного общественного воспроизводства, означающего поступательное развитие производительных сил страны, требует определённого институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.

Необходимость для осуществления экономических взаимодействий на рынке всё более развитой инфраструктуры (в широком смысле этого понятия). Создание и поддержка такой инфраструктуры - задача, посильная только государству, а нередко требует согласованной политики и нескольких стран.

Возрастание (для обеспечения устойчивости динамичного хозяйства) роли институциональной среды, включающей юридическую базу, институты права, системы информации, консалтинга, экспертизы, профессионально хорошо подготовленный и неполитизированный аппарат контроля и управления. Это всё обычно существует, поддерживается и развивается в рамках интересов конкретного государства.

 Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах.

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитно-денежная и валютная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем более оно облечено в "рыночную" форму.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Цели, на которые направляется государственное регулирование, зависят на каждом историческом этапе от многих обстоятельств - степени общей развитости экономики, её (современной и желаемой в будущем) структуры, меры включения в международное разделение труда и предусматривают:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Особенно велико возможное многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Здесь могут выделяться отдельно текущие (ближайшие) и отдельно стратегические цели регулирования при условии, что будут проработаны взаимосвязи между ними.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику, такими как: финансовая, денежно-кредитная, валютная политика, политика занятости, структурная, инвестиционная политика. Важнейшими из них являются финансовая (фискальная), а также денежно-кредитная политики.

В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявились в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос. С эмпирической позиции: инфляция после Второй мировой войны была спровоцирована экспансионистской денежно-кредитной политикой при низком уровне процентных ставок, а рестриктивная политика выявила сдерживающие ее развитие признаки.

По вопросам проведения государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики переходного к рынку периода имеется много публикаций, но точки зрения на определение, на выяснение сущности, содержания понятия «денежно-кредитная политика» различны. Приведем некоторые трактовки, нашедшие отражение в трудах экономистов.

В публикациях отечественных экономистов последних лет различные авторы дают во многом тождественные определения денежно-кредитной политики, но с некоторыми особенностями в определении ее целей, приоритетов и сфер приложения.

«Денежно-кредитная политика, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота)», - утверждают сотрудники Центрального банка Российской Федерации кандидаты экономических наук В. П. Поляков и Л. А. Московкина в своем учебном пособии «Основы денежного обращения и кредита» [26. С. 59]. Это свое определение они повторяют и учебном пособии «Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт» [27].

Довольно полный ответ на вопрос, что же такое денежно-кредитная политика, находим в работе Ю. А. Бабичевой: «Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность центрального банка (при содействии Министерства экономики, Минфина и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Совокупность мероприятий денежно-кредитной политики центрального банка охватывает сферы денежного обращения и кредита, им прежде всего определяются границы как наличной так и безналичной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня. Конечная цель данного регулирования со стороны центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании госдолга» [4 С. 30].

«Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется его приоритетами. Она воздействует на валютный курс, кредитные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы с целью обеспечить стабильный экономический рост при низком уровне безработицы и инфляции», - уточняет определение В. И. Колесникова в учебном пособии «Деньги и кредит в рыночной экономике» [11 С. 15].

Более новый подход к пониманию денежно-кредитной политики дан доктором экономических наук, профессором Л. М. Максимовой: «....совокупность мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, целью которой является регулирование спроса и предложения на ссудный капитал»[5. С. 70].

В западной экономической литературе чаще употребляется термин «монетарная политика» либо используется более широкое понятие «финансовая политика» как совокупность мероприятий, объединяющих регулирование в сфере кредита, денег и финансов.

Так, Ж. Матук довольно кратко трактует это понятие: «Денежная (монетарная) политика является комплексом мер, используемых финансовыми властями различных стран для достижения преследуемых ими денежных целей». Далее автор дает расшифровку, что такое финансовые власти и «цели монетарной политики» [21. С. 276].

Довольно интересный подход к определению денежной политики находим в работе П. Берже «Денежный механизм». Содержание денежной политики определяется им через единство трех основных звеньев: «Составные части денежной политики:

1) кредитная политика,

2) бюджетная политика,

3) политика международных финансовых отношений.

Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции» [6. C. 50]. Таким образом, автор исходит из неразрывности финансов и кредита, что характерно для западной экономической теории.

Своеобразное определение денежной политики приводится в книге Л. Хейне: «Денежная политика - это политика, предотвращающая нежелательные колебания совокупного спроса через планируемые изменения резервов коммерческих банков или их резервных нормативов. Лишь в последние 25 лет денежная политика получила у экономистов равный с фискальной политикой статус», [39. С 591, 592].

Совершенно очевидно, что содержание денежно-кредитной политики многогранно. Многообразны и ее взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики - финансовой политикой, валютной политикой.

Денежно-кредитная политика играет определяющую роль в формировании бюджетно-налоговой политики. Это обусловлено тем, что денежно-кредитные инструменты тесно связаны с оборотом материальных ценностей, с динамикой и структурой ВВП и с процессом создания и приумножения этих ценностей. Бюджет отделен от движения физического объема ВВП и является, по существу, одним из главных инструментов механизма перераспределения ВВП.

Основой денежно-кредитной и бюджетной политики на макроуровне является общая экономическая политика, нацеленная на рост ВВП. Все элементы ВВП - фонд оплаты труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт, а также. валовая прибыль - участвуют в формировании финансовых ресурсов страны и существенно влияют на ее бюджет и целевые фонды. От ВВП (его объема и структуры) зависит и формирование на счетах субъектов рыночной экономики остатков денежных средств как основы кредитных ресурсов. Однако одна из особенностей рыночной экономики состоит в том, что финансовые, денежные, кредитные и другие ресурсы не просто выводятся из ВВП, но и играют самостоятельную роль в его создании и приумножении. Этот эффект денег, их энергетические возможности проявляются в формировании платежеспособного спроса субъектов рыночного хозяйства, а масштабы и структура платежеспособного спроса зависят от скоординированности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

В последние годы в качестве основы для координации финансовых и денежно-кредитных инструментов используются целевые императивы: снижение инфляции, сокращение бюджетного дефицита, управляемая девальвация, формирование валютных резервов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: